Транспортный комплекс РФ - это совокупность взаимосвязанных объектов транспортной инфраструктуры (например, автовокзалы, железнодорожные станции, мосты, тоннели, порты и т.д.), их собственников и пользователей, а также транспортных средств (автомобилей, поездов, самолетов и т.п.), которые имеют территориальную и юридическую связь с Российской Федерацией.
Транспортная стратегия РФ и понятие транспортного комплекса РФ
27 ноября 2021 года Правительство Российской Федерации утвердило Транспортную стратегию страны до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Этот документ стратегического планирования направлен на интенсификацию развития транспортного комплекса страны в ближайшие десять лет, а также на опережающее удовлетворение ожиданий основных его пользователей и потребителей.
В соответствии с действующим законодательством транспортный комплекс Российской Федерации представляет собой совокупность следующих составляющих:
- Объекты транспортной инфраструктуры – железнодорожные и автомобильные (автобусные) вокзалы и станции, мосты, тоннели, эстакады, морские терминалы, акватории морских портов, порты, аэродромы, аэропорты и др.;
- Субъекты транспортной инфраструктуры - это граждане и организации, которые являются собственниками и (или) пользователями объектов транспортной инфраструктуры;
- Транспортные средства - это устройства, которые предназначены для перевозки пассажиров, грузов, багажа и других предметов (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный и другие виды транспорта).
В самом общем виде достижение цели принятой недавно Транспортной стратегии РФ предполагается через формирование технически, технологически и экономически сбалансированной на основе транспортно-экономического баланса транспортной системы и повышения профессионального уровня работников организаций из транспортной сферы деятельности. При этом особая роль в развитии транспортного комплекса страны должна быть отведена логистике.
Логистические аспекты развития транспортного комплекса РФ
Наиболее распространенное представление о логистики предполагает ее рассмотрение в качестве деятельности по оптимизации отправки продукции из одного место в другое. Следовательно, методологические основы и инструментарий логистики имеют прямую связь с работой и развитием транспортного комплекса страны.
Логистическому аспекту отведено большое внимание в Транспортной стратегии РФ до 2030 года. Согласно данному документу, в течение планового периода грузовладельцам должно быть обеспечено повышение доступа к полному объему транспортно-логистических услуг, которые позволяют им расширить хозяйственные связи для реализации продукции на новых рынках сбыта. Кроме того, предполагается повышение качества и доступности (в том числе, финансовой) этого вида услуг для потребителей благодаря достижению сбалансированного состояния между тарифами, объемом и качеством транспортных услуг, что, в частности, позволяет достичь конкурентного уровня транспортных издержек в стоимости готовой продукции.
Ожидается, что развитие сети транспортно-логистических центров и повышение качества комплексных логистических услуг на горизонте до 2035 года будут выступать в качестве факторов, которые поспособствуют росту контейнеризации в стране.
Многие логистические и таможенные процедуры в настоящее время характеризуются неполным использованием потенциала автоматизации. Отрицательным последствием этого является сдерживание развития экспорта. При этом используемые технологии транспортно-логистических процессов по уровню эффективности не соответствуют мировым практикам.
Отношение логистических издержек к ВВП в России составляет 14,2%. Это значение существенно выше, чем в среднем по миру (11%), что, в свою очередь, вызывает необходимость принятия мер по развитию логистической сферы транспортного хозяйства страны.
Развитие крупных транспортно-логистических центров
Развитию транспортного комплекса РФ непосредственно способствует формирование сети транспортно-логистических центров на территории страны. Данное мероприятие может принести существенные положительные эффекты, а именно:
- Снижение доли транспортных затрат в себестоимости конечной продукции отечественных производителей;
- Развитие транзитного потенциала РФ;
- Стимулирование экспорта транспортных услуг.
Практика свидетельствует о том, что условием успешного развития транспортно-логистических центров является сочетание нескольких факторов. Так, нужно обеспечить близость этих центров к населению, что обеспечивает в местности большие объемы потребления и увеличивает спрос на оказываемые ими услуги. Кроме того, важную роль играет доступ одновременно к нескольким видам транспортных магистралей.
Накопленный мировой опыт говорит о значимости регуляторной государственной поддержки. Органы власти имеют возможности организовать особые экономические зоны, в которых бы действовал льготный режим налогообложения. Еще может быть оснащение таможенных пунктов техникой, которая позволяет упрощать и ускорять выполнение таможенных операций. Для строительства транспортно-логистических центров также важно содействие государства в приобретении соответствующих земельных участков.
Развитые сети транспортно-логистических центров, коммерческих складов-сателлитов и перегрузочных комплексов дадут толчок для роста таких отраслей экономики, как онлайн торговля и курьерская доставка. Объяснение этого кроется в ускорении грузовых перевозок "от двери до двери" в формате "точно в срок" и в развитии товарно-транспортных технологий, благодаря которым станет возможным рост эффективности функционирования транспортного комплекса страны.