Железнодорожный транспорт - это вид наземного транспорта, на котором грузовые и пассажирские перевозки осуществляются колесными транспортными средствами по рельсовым путям.
Транспортировка нефти и газа железнодорожным транспортом
На сегодняшний день неотъемлемой частью современного мира являются нефть и нефтепродукты. Обязательным условием осуществления многих хозяйственных и другого рода процессов является использование нефти.
В прямой зависимости от нефти находятся большинство отраслей промышленности и практически весь транспорт. Отсюда следует достаточно быстрое развитие (в течение последних нескольких десятилетий) отрасль нефтедобычи.
Одной из актуальных проблем данной отрасли экономики является организация транспортировки нефтепродуктов. В случае транспортировки нефти и нефтепродуктов одним из главных способов является железнодорожный способ.
Становление железной дороги и нефтедобывающей отрасли происходило практически одновременно (около 150 лет назад). Это сыграло большую роль в том, что именно железнодорожная транспортировка стала одним из первых способов перевозки нефти. Кроме того, другие причины использования в данном случае именно железнодорожного транспорта заключаются в наличии у него таких преимуществ как относительно высокая скорость транспортировки (время грузовой перевозки значительно меньше, чем, например, перевозки водным транспортом) и способность доставлять груз вне зависимости от времени года (речь идет, прежде всего, про погодный фактор).
Необходимо иметь ввиду, что железнодорожные пути покрывают достаточно большие по площади территории. Поэтому значительно увеличивается способность транспортировки нефти в отдаленные районы. Применение железнодорожного способа позволяет предприятиям нефтегазовой отрасли перевозить значительные объемы сырья, хотя они все-таки оказываются меньше тех объемов, которые могут быть транспортированы с помощью танкеров и трубопроводов.
Нередко предприятия вынуждены отказываться от использования железнодорожного транспорта в качестве способа транспортировки. Подобные решения объясняются следующими недостатками этого вида транспорта:
- в сравнении с некоторыми другими видами транспортировки перевозка нефти и газа товарными поездами может быть более затратной;
- в работе с железнодорожными цистернами практически неминуемы потери нефти и сжиженного природного газа, которые могут произойти при заполнении или опустошении тары;
- для загрузки и выгрузки товара необходимо использовать специальное технически сложное оборудование;
- в некоторых случаях для того, чтобы транспортировать в требуемый (дальний) район нефть и природный газ железнодорожным способом, необходимо строительство новых путей сообщения.
Таким образом, многим предприятиям нефтегазовой отрасли, которым необходимо осуществить транспортировку нефти и природного газа, приходиться делать выбор в пользу железнодорожного транспорта или отвергать его, руководствуясь при этом объективными преимуществами и недостатками данного вида транспорта.
Роль железнодорожного транспорта в обеспечении функционирования предприятий нефтегазовой отрасли
Рассмотрим роль и значение железнодорожного транспорта в обеспечении функционирования предприятий нефтегазовой отрасли более подробно на примере Российской Федерации, которая является одним из мировых лидеров как по добыче и переработке нефти и природного газа, так и по строительству и эксплуатации железных дорог.
Из всего объема нефти и газового конденсата, которые добывают на территории России в течение одного года, в среднем около 7 % груза перевозится железнодорожным транспортом. Его значение существенно повышается в случае перевозки продуктов нефтепереработки. Грузооборот при перевозке нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте за один год уже превышает 400 миллиардов тонн-километров при средней дальности перевозок более 1650 километров.
В общем объеме железнодорожных перевозок в Российской Федерации доля нефти и продуктов нефтепереработки составляет 19,4 %. Данная номенклатурная позиция уступает только углю, чей удельный вес в этой структуре составляет 27 %. Еще нужно упомянуть тот факт, что на железную дорогу в России сейчас в среднем ежегодно отгружают около 38 миллионов тонн (т.е. 7 %) сырой нефти и 235 миллионов тонн (т.е. 83–84 %) продуктов нефтепереработки.
Следует отметить, что, в отличие от перевозок нефти, где трубопроводный транспорт является фактически монопольным, железнодорожный транспорт при перевозке продуктов нефтепереработки обладает рядом конкурентных преимуществ. Он, прежде всего, способен перевозить любой ассортимент нефтепродуктов, в том числе небольшими партиями. Существует возможность доставки груза железнодорожным способом в любое назначение, т.е. система грузовых перевозок является более гибкой. И, наконец, подобная доставка отличается значительно более высокой скоростью.
Железнодорожный транспорт еще используется для перевозки сжиженных углеводородных газов — как в порты перевалки, так и на внутренний рынок, в частности, на нефтехимические предприятия для дальнейшей переработки. В качестве примера предприятия отечественной нефтегазовой отрасли можно привести такой крупный газоперерабатывающий завод, как предприятие «Тобольскнефтехим». Оно отгружает более 600 железнодорожных цистерн сжиженных углеводородных газов в сутки.
С переработкой вагонов со сжиженными углеводородными газами связана такая важная проблема, как их сортировка. В частности, особую озабоченность вызывает организация роспуска через сортировочную горку. На некоторых иностранных предприятиях нефтегазовой отрасли уже действуют системы, которые гарантируют безопасный роспуск вагонов, т. е. допустимую скорость их соударения. Работы в этом направлении ведут и отечественные предприятия.