Логистика – это совокупность теоретических представлений и непосредственной организационно-экономической деятельности по эффективному управлению материально-техническим снабжением предприятия.
Теоретические основы логистики предприятия
В условиях рыночной экономики на финансово-экономическое и правовое состояние предприятий в значительной мере оказывает воздействие такое направление их деятельности, как логистика. Логистика – это многогранное явление, поэтому стоит рассмотреть несколько ее основных современных интерпретаций:
- логистика – это оперативная деятельность предприятия, которая заключается в планировании и обеспечении эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации;
- логистика – это стратегическое управление материальными, финансовыми и информационными потоками в процессе снабжения (закупки и хранения материалов) предприятия;
- логистика – это научное направление, в рамках которого изучаются логистические явлениями и разрабатываются методы управления логистическими процессами.
Логистика является тем направлением деятельности, за счет развития которого предприятие может улучшить свое стратегическое положение и повысить свою конкурентоспособность на рынке. В этом и состоит основная цель, на достижение которой направлена логистика. При этом она имеет всеохватывающий характер, поскольку включает в себя все сферы хозяйственной деятельности и все уровни (структурные подразделения) предприятия.
С точки зрения системного подхода логистику можно представить в виде совокупности следующих объектов, которые имеют место практически на каждом предприятии:
- логистические операции – это совокупность действий, которые направлены на преобразование материального и информационного потоков;
- логистические цепи – это линейно упорядоченное множество граждан и организаций (производителей, дистрибьютеров, руководителей складов и т.д.), которые выполняют логистические операции;
- логистические системы – это системы, которые выполняют логистические операции, связаны с внешней средой и способны выдавать обратные связи (например, промышленные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы и т.д.);
- логистические функции – это укрупненные группы логистических операций, которые ориентированы на достижение целей логистических систем (например, закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение);
- материальные потоки – это продукция, которая подвергается логистическим операциям;
- информационные потоки – это информация (в виде документов или файлов), которая циркулирует в логистической системе;
- логистические издержки – это затраты предприятия на выполнение логистических операций.
Управление перечисленными объектами составляет суть логистической деятельности предприятия.
Место логистики в деятельности современного предприятия
Правильная организация логистики позволяет предприятию решить задачи по повышению эффективности и рентабельности производства, по сокращению потерь рабочего времени и затрат труда. Если в системе организации логистической деятельности допущены существенные недочеты (т.е. материальные и информационные потоки управляются неэффективно), то предприятию это может обернуться увеличением затрат на эксплуатацию оборудования, снижением качества обслуживания клиентов и их потерей, уменьшением доли на рынке.
Большое значение логистики для функционирования современного предприятия обусловлено тем фактом, что большая часть его затрат приходится на транспортные расходы. Использование концепций логистики позволяет сократить транспортные издержки, что особенно актуально для отечественных предприятий в условиях больших территориальных расстояний между городами, т.е. экономическими центрами.
Логистическая деятельность может осуществляться предприятием в разных формах. Небольшие предприятия или предприятия, в деятельности которых минимален удельный вес операций по транспортировки, зачастую покупают логистические услуги у сторонних специализированных организаций по мере необходимости.
Крупные предприятия создают внутри своей организационной структуры логистический отдел или целый логистический центр, в обязанности которого входит управление всеми логистическими операциями предприятия. Подобные центры в большинстве случаев создаются крупными сетями розничных магазинов, действующими в десятках городов страны. В качестве примера можно привести компании «Магнит» и «X5 Retail Group» (включает таких ритейлеров, как «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»).
Результаты многих исследований показывают, что снижение 1% логистических потерь равнозначно 10% повышения объема продаж. Отсюда следует необходимость создания долгосрочной стратегии формирования концепций логистики организации на 10–15 лет вперед. Основополагающими элементами подобной стратегии должны стать формирование главных требований и задач в области логистики на долгосрочный период, организация целенаправленной работы с поставщиками, разработка и реализация долговременного проекта модернизации и формирования товаропроводящих каналов.
На данном этапе экономического развития предприятиям следует в логистике использовать принципы и инструменты бережливого производства, такие как «канбан», система 5S, принцип «точно вовремя», принцип автономизации. Они способны внести наибольший вклад в увеличение производительности на предприятии.
Таким образом, логистика играет важную роль в функционировании современного предприятия, выступая в качестве самостоятельного направления управленческой деятельности, требующей от менеджеров наличия специальных знаний и умений.