Фермерское хозяйство - это объединение граждан, которые совместно занимаются ведением предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства.
Особенности реализации сельскохозяйственной продукции
Реализация сельскохозяйственной продукции является важной частью хозяйственной деятельности фермерского хозяйства. Процесс реализации заключается в том, что фермерское хозяйство физически передает сельскохозяйственную продукцию и юридические права собственности на нее сторонним гражданам и организациям. Те, в свою очередь, в ответ на это обязаны перечислить на счет фермерского хозяйства или передать его уполномоченным представителям в наличной форме согласованную сумму денежных средств.
Именно по итогам реализации сельскохозяйственной продукции фермерское хозяйство, во-первых, возмещает себестоимость изготовленной продукции, т. е. компенсирует расходы, которые оно понесло в процессе ее производства и реализации, во-вторых, зарабатывает прибыль, которая может быть использована фермерским хозяйством для распределения среди участников, для создания резервных фондов, для инвестирования в производственный процесс (обновление средств труда и т. п.).
Сельскохозяйственная продукция может быть реализована различным экономическим субъектам. Прежде всего, ее покупают конечные потребители, обычное население. Кроме него, спрос на этом рынке формируют предприятия пищевой промышленности и общественного питания, которые используют продукцию сельского хозяйства в качестве сырья. Еще ее приобретает государство, которое формирует продовольственные резервы страны.
Затраты при реализации сельскохозяйственной продукции
Деятельность фермерского хозяйства по реализации сельскохозяйственной продукции обычно сопряжена с возникновением определенных затрат. В бухгалтерском учете эти затраты имеются коммерческими расходами. Как показывает практика, к этой категории расходов можно отнести следующие затраты:
- затраты на рекламу;
- затраты на содержание помещений по месту продажи сельскохозяйственной продукции;
- затраты на проведение анализов при отпуске сельскохозяйственной продукции;
- затраты, связанные с упаковкой готовой сельскохозяйственной продукции;
- затраты, связанные с разгрузкой-погрузкой готовой сельскохозяйственной продукции;
- затраты, связанные с отправкой готовой сельскохозяйственной продукции.
Стоит отметить, что для фермерского хозяйства затраты при реализации сельскохозяйственной продукции представлены общими заготовительные издержки, а также операционными расходами, связанными с обслуживанием приемно-заготовительных пунктов, инвентаря, оборудования, с содержанием скота и птицы на заготовительных базах и пунктах приема.
Естественным стремлением фермерского хозяйства (как и любого другого субъекта предпринимательства) является оптимизация затрат, т.е. уменьшение их размера до минимально возможного значения. Деятельность в данном направлении обычно проводится в рамках заранее разработанной и научно обоснованной модели оптимизации затрат.
Модель оптимизации затрат при реализации сельхозпродукции
Модель оптимизации затрат при реализации сельскохозяйственной продукции фермерского хозяйства теоретическое представление его деятельности, в результате которой его коммерческие расходы будут минимизированы. На практике модель оптимизации затрат реализуется через составление соответствующего плана мероприятий. Этот план должен включать наименование, направленность, суть и стоимость мероприятия; факторы, которые оказывают влияние на конкретную статью затрат; ожидаемый эффект от проведения мероприятия; лица, которые ответственны за выполнение мероприятия; сроки реализации.
Обычно наиболее эффективными способами оптимизации затрат при реализации продукции оказываются следующие мероприятия:
- автоматизация процессов по упаковке готовой продукции;
- передача функций по доставке готовой продукции сторонней организации (т.е. использование услуг аутсорсинга);
- разработка оптимального графика доставок готовой продукции через применение математических методов, заложенных в современные компьютерные программы;
- предотвращение каких-либо простоев в процессе упаковки готовой продукции.
Большая часть затрат при реализации сельскохозяйственной продукции приходится на расходы, связанные с рекламой этой продукции среди потенциальных покупателей. Поэтому целесообразно направить усилия, в первую очередь, для их оптимизации. Это требует проведения анализ расходов на рекламу.
В этом случае часто используют метод, который называется воронкой продаж. Благодаря ее использованию руководители фермерского хозяйства смогут обнаружить, насколько правильно настроена текущая реклама, достаточно ли загружен отдел продаж, насколько удобен сервис. Кроме того, могут быть определены те виды рекламы, которые формируют хозяйству больше дохода, или этапы, на которых покупатели отваливаются у каждого менеджера. Чем подробнее воронка, тем лучше можно контролировать ситуацию.
К затратам при реализации сельскохозяйственной продукции еще относятся расходы, которые связаны с оплатой труда продавцов (менеджеров по продажам). Они тоже могут быть оптимизированы путем расчета оптимального соотношения оклада и процента с продаж, которые фермерское хозяйство платит своему работнику. В большинстве случаев принимают решение о снижении фиксированной части — оклада, а взамен этого повышают переменную часть — проценты.
Таким образом, затраты при реализации сельскохозяйственной продукции могут быть оптимизированы фермерским хозяйством в рамках определенной модели, которая обычно состоит из ряда конкретных мероприятий, требующих выполнения.