Транспортная служба - это структурное подразделение логистического предприятия.
Общие сведения о логистическом предприятии
В процессе продвижения товаров от производителя к потребителю участвуют такие экономические агенты как логистические предприятия. Они в основном занимаются посреднической деятельностью, которая заключается в транспортировке, обработке и хранении грузов.
Логистические предприятия выступают в качестве выгодных партнеров для таких компаний, которые осуществляют перевозку грузов периодически, нуждаются в перевозке грузов на особых условиях, хотят снизить собственные затраты на доставку продукции и т.д. В связи с этим логистические предприятия оказывают своим клиентам следующие виды услуг:
- Обработка грузов (формирование партий товара, погрузка, выгрузка, сортировка, фасовка, упаковка, маркировка и т.д.);
- Перевозка грузов (различным транспортом, различными маршрутами);
- Ответственное хранение товаров на собственном складе;
- Консигнация (продажа товаров через склады посредников);
- Дистрибьюция (распределение) товаров;
- Таможенное оформление грузов;
- Страхование грузов в страховых компаниях;
- Информирование и консультирование и др.
Для того чтобы оказывать каждую из указанных услуг на приемлемом уровне, логистическое предприятие создает в своей организационной структуре подразделения - отделы, которые специализируются на выполнении одного вида операций. Одним из таких отделов является транспортная служба.
Общие сведения о транспортной службе логистического предприятия
Основные задачи, которые должны быть решены транспортной службой логистического предприятия, в большинстве случаев заключаются в следующем:
- Осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с поступающими заявками клиентов;
- Поддержание транспортных средств предприятия в исправном и работоспособном состоянии;
- Снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Решение этих задач предполагает принятие транспортной службой ряда мер, которые преимущественно носят регулярный характер. В частности, речь идет про анализ действующих грузопотоков, разработку оптимальных маршрутов перевозки в конкретных условиях (например, сезонных). Транспортная служба должна отслеживать динамику на рынках транспортных средств и топлива, что позволит своевременно пересмотреть структуру организации перевозок в пользу менее затратной.
Подавляющая часть персонала транспортной службы логистического предприятия представлена специалистами таких профессий, как водитель, автомеханик, автослесарь, диспетчер. Следовательно, транспортная служба принимает активное участие в подборе этой группы кадров. В ее сферу ответственности входит своевременное проведение медицинских осмотров, направление на курсы по повышении квалификации, создание для них благоприятных условий работы и т.д.
Обычно структура транспортной службы логистического предприятия определяется региональными и отраслевыми особенностями его специализации, объемами оказания услуг и рядом других факторов. Примерная структура транспортной службы представлена следующими структурными звеньями:
- Планово-нормативное бюро (группа);
- Планово-диспетчерское бюро (группа);
- Дежурная служба;
- Железнодорожный цех;
- Цех автомобильного транспорта;
- Электротранспортный цех;
- Служба эксплуатации и ремонта;
- Группа безопасности движения;
- Бюро запчастей и склад запчастей.
Исходя из этой структуры можно сделать вывод о том, выполнением каких именно функций занимается транспортная служба логистического предприятия. Кроме этого можно указать, что в круг ее полномочий входит разработка соответствующих нормативов, планирование потребностей всех видов транспорта (в том числе, в приобретении запчастей), организация осмотров и ремонта транспортных средств, их обслуживания (например, в виде заправки, мойки), приобретение новых транспортных средств (включая их государственную регистрацию), списание и утилизация старых транспортных средств.
Организация транспортной службы логистического предприятия
Организацией транспортной службы логистическое предприятие впервые занимается на первых порах своего создания. В последующем возможна реорганизация данного структурного подразделения. Как показывает практика, этот процесс реализуется через последовательное осуществление следующих мероприятий:
- Принятие управленческого решения о создании (реорганизации) транспортной службы логистического предприятия;
- Документальное оформление решения о создании (реорганизации) транспортной службы логистического предприятия (путем принятия соответствующих приказов);
- Разработка проекта и утверждение положения о транспортной службе логистического предприятия;
- Разработка проектов и утверждение должностных инструкций работников транспортной службы логистического предприятия.
Организация процесса создания транспортной службы логистического предприятия (как и прочих его внутренних структурных подразделений) должна осуществляться уполномоченными сотрудниками с максимальной ответственностью, поскольку отсутствие рационального подхода к решению проблем, связанных с подготовкой и оформлением необходимых документов, может привести не только к трудовым спорам, но и иметь далеко идущие последствия в сфере исполнения контрактных и налоговых обязательств. В этой связи данная задача, как правило, решается путем следования опубликованных методических рекомендаций, которые составлены на основе обобщения накопленного опыта с учетом требований действующего законодательства.