Материальное обеспечение - это удовлетворение потребностей предприятия в технических, энергетических, сырьевых и иных материальных ресурсах, которые необходимы для достижения целей хозяйственной деятельности.
Теоретические основы материального обеспечения производства
Для того чтобы предприятие начало успешно функционировать и выполнять поставленные перед ним задачи, необходимо реализовывать ресурсное обеспечение, которое преимущественно состоит из трех компонентов - финансового, кадрового и материального обеспечения. Материальное обеспечение представляет собой целенаправленную деятельность предприятия по приобретению необходимых ему в хозяйственных целях технических, энергетических, сырьевых и иных материальных ресурсов.
Чаще всего в процессе разработки и реализации материального обеспечения производства предприятия руководствуются следующей классификацией материальных ресурсов:
- Сырье - это продукция предприятий, которые представляют отрасли добывающей промышленности.
- Основные материалы - это предметы труда, которые составляют основное содержание (так называемую, субстанцию) готовой продукции.
- Вспомогательные материалы - это предметы труда, которые в процессе производства играют вспомогательную роль.
- Комплектующие детали и покупные полуфабрикаты - это предметы труда, которые входят в состав готовой продукции и нуждаются в дополнительной обработке со стороны данного предприятия, а также в дополнительных трудовых затратах на сборку.
Материальное обеспечение - это важная для любого предприятия функция. В связи с этим ее выполнение требует надлежащего организационного построения. В структуре предприятия выделяют отдел материального обеспечения, который возглавляет начальник. Ему, как правило, подчиняются три структурных подразделения: материальное бюро по видам материальных ресурсов (в его подчинении фактически находится складское хозяйство предприятия), планово-экономическое бюро (разрабатывают стратегию снабжения и составляют планы закупок), диспетчерское бюро (выполняет ритмичное обеспечение цехов материалами).
В практике работы предприятий используют несколько методов разработки материального обеспечения производства. В основном используются такие методы, как позаказный метод, метод на основе плановых заданий и метод на основе осуществляемого потребления. Более подробно рассмотрим позаказный метод, в рамках которого осуществляют материальное обеспечение на основе единичных заказов.
Сущность позаказного метода материального обеспечения производства
Позаказный метод материального обеспечения производства заключается в приобретении необходимого количества требуемых материальных ресурсов только в случае возникновения у предприятия соответствующей потребности. В связи с этим на предприятии не создают складские запасы.
Такой способ материального обеспечения производства находит применение в условиях организации единичного и мелкосерийного производства (т.е. одновременно изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий, например, например, выпуск кораблей, мелких партий самолетов, выращивание и продажа сельскохозяйственной продукции). В этом случае у хозяйствующих субъектов возникают потребности в высококачественных материалах и громоздких деталях, чье складирование достаточно затруднительно для них, а также материалов для проведения ремонтных работ.
Материальное обеспечение производства на основе заказов может быть осуществлено по отдельным или нескольким позициям. В последнем случае оно осуществляется через равные промежутки времени (например, каждую неделю), когда формируется единый заказ с учетом всех заявок, которые поступили за данный период.
Организация единичных заказов
Материальное обеспечение производства на основе единичных заказов начинается, прежде всего, с определения потребности предприятия в получении дополнительных материальных ресурсов. Для этого ведется мониторинг количества и качества собственных товарно-материальных ценностей, учитываются действующие производственные программы и планы продаж, а также получение новых заказов от клиентов. На основе имеющихся данных определяют технические характеристики и количество необходимой продукции.
В соответствии с сформулированными запросами предприятие начинает исследовать соответствующие рынки, идентифицировать поставщиков и искать подходящих, получать представление о средних рыночных ценах и т.д. Когда, согласно утвержденным критериям (таким как удаленность поставщика, качество продукции, форма расчетов, цена, упаковка и др.), будет определен оптимальный поставщик, с ним вступят в переговоры. Начнется достижение соглашений насчет сроков и ритмичности поставок, окончательной цене, качестве, возможностях замены и других условий. Заключается данный процесс заключением контракта на поставку.
Исполнение контракта на поставку в рамках заказа заключается в передаче от поставщика заказчику требуемых материальных ресурсов, а от заказчика поставщику - оговоренной суммы денежных средств. Выполнение этих действий должно контролироваться каждой стороной, оно подлежит внутрифирменному учету. Кроме того, контракт на поставку в некоторых случаях может предусматривать возможность послепродажного обслуживания продукта, который был передан заказчику.
Единичные заказы осуществляются в отношении дорогостоящих технических сложных изделий, которые рассчитаны на долгий срок эксплуатации. Поэтому количество данных заказов довольно минимально. Это способствует отсутствию стремления к заключению долгосрочных партнерских отношений с поставщиками, поэтому описанные процедуры предприятию придется выполнять каждый раз заново.