Кузов подвижного состава - это часть транспортного средства, которая предназначена для размещения грузов.
Размещение грузов в кузове подвижного состава
Одним из мероприятий, которые проводятся в рамках перевозки грузов, является их размещение в кузове подвижного состава. Оно заключается в том, что груз занимает определенное место, которое, как правило, определяется заранее.
Перед погрузкой груза в транспортное средство и его размещением в кузове подвижного состава рекомендуется очищать настил бортовой платформы и опорные поверхности груза от снега, льда и загрязнений. При этом основные борта кузова могут быть увеличены при помощи дополнительных бортов, которые обладают соответствующей высотой и прочностью.
Груз должен быть размещен в кузове подвижного состава таким образом, чтобы по всей площади бортовой платформы транспортного средства было обеспечено равномерное распределение массы груза. Не стоит забывать, что для каждого транспортного средства изготовители устанавливают величины, которые нельзя превышать массе перевозимого груза и распределению нагрузки по осям. Соблюдение этих требований обязательно с точки зрения профилактики и предотвращения различных дорожно-транспортных происшествий.
Размещение грузов в кузове подвижного состава во многом предопределяется их массой. Так, грузы с большей массой необходимо размещать ближе к продольной оси симметрии бортовой платформы транспортного средства, в то время как грузы с меньшей массой - ближе к бортам. Еще одно общее распространенное требование - размещение более крупных, тяжелых грузов снизу, а более легких грузов - свверху.
Каждый груз имеет свой собственный центр тяжести груза. Наиболее благоприятным является его расположение как можно ниже над платформой, в середине длины кузова транспортного средства.
Погрузка транспортного средства и размещение груза должны производиться с учетом, так называемого, эффекта снижения нагрузки. Это связано с тем, что во время разгрузки части груза может произойти перегрузка отдельных осей в результате изменения в распределении массы груза. Не допускается загрузка транспортного средства сверх номинальной грузоподъемности.
В процессе размещения грузов в кузове подвижного состава могут быть предусмотрены некоторые продольные зазоры:
- между частями груза – до 15 см;
- между грузом и передним бортом - до 5 см;
- между грузом и боковыми бортами - до 15 см;
- между грузом и задним бортом - до 15 см.
Многие перевозимые грузы имеют форму параллелепипеда. Это, например, ящики, коробки, пакеты и др. Размещение в кузове подвижного состава подобных грузов следует начать от переднего борта и проводиться рядами на всю высоту погрузки. Оно должно быть симметричным относительно продольной оси транспортного средства и равномерным по всей грузовой платформе кузова.
Рациональная схема размещения груза выбирается в каждом конкретном случае. В качестве основных факторов схемы размещения выступают тип груза, размеры тары (упаковки) и размер кузова.
Крепление грузов в кузове подвижного состава
Независимо от расстояния перевозки грузы должны быть закреплены в кузове подвижного состава. Наличие подобного требования обусловлено высокой мобильностью транспортных средств, которые могут резко менять направление и скорость своего движения. Следовательно, для того, чтобы не допустить нарушение целостности как груза, так и транспортного средства, необходимо предварительно провести крепление.
Тип и состав перевозимого груза определяют выбор конкретных средств крепления. Чаще всего их представляют в виде следующих четырех групп:
- Прижимные средства крепления (например, ремни, цепи, тросы и др.).
- Растяжные средства крепления (например, ремни, тросы и др.).
- Распорные средства крепления (например, деревянные устройства, бруски, упоры и др.).
- Фрикционные средства крепления (например, противоскользящие маты и др.).
При определении способов и средств крепления груза, в первую очередь, учитывают действие силы тяжести (т.е. веса груза). Помимо этого, во время движения транспортного средства возникают дополнительные силы, которые тоже действуют на груз, а потому также должны быть учтены.
В процессе торможения возникают продольные горизонтальные инерционные силы. При движении транспортного средства на поворотах имеют место поперечные горизонтальные силы. А при колебаниях транспортного средства возникают вертикальные силы. При этом во всех этих случаях еще проявляется себя сила трения.
В целях крепления грузов в кузове подвижного состава обычно применяются средства многоразового использования. Речь идет про проволочные тросы, цепи, ремни из химических волокон, щиты, распорные устройства, стойки и др. Причем для крепления груза не могут быть использованы, во-первых, механические вспомогательные средства (например, рычаги, штанги, монтировки и др.), во-вторых, перекрученные или завязанные узлом ремни, цепи, тросы, в-третьих, совместно ремень с тросом, ремень с цепью и ряд других комбинаций.
Перед тем, как начать погрузку подвижного состава, грузоотправитель должен провести визуальный контроль состояния средств крепления.
Такие средства крепления, как крепежный ремень, цепь, трос способны нанести грузу на его ребрах определенные повреждения. Чтобы предотвратить это, нужно использовать специальные защитные приспособления – уголки, подкладки и др.
Таким образом, размещение и крепление грузов в кузове подвижного состава представляют собой немаловажную составную часть процесса транспортировки груза из пункта отправления в пункт назначения при помощи транспортных средств. Их успешная реализация является залогом выполнения всего перевозочного процесса в конечном итоге с высоким уровнем общей эффективности.