Рейтинг поставщика - это оценка коммерческой организации с точки зрения ее возможностей по удовлетворению потребностей конкретного предприятия в получении материальных ресурсов, необходимых для организации и реализации им производственного процесса.
Роль поставщиков для предприятия
Хозяйственная деятельность любого предприятия может быть представлена как выполнение им базовых логистических функций: снабжения, производства и сбыта. Выполнение перечисленных функций в большинстве случаев предполагает осуществление взаимодействия с определенными контрагентами.
В частности, в рамках снабжения предприятие выступает в качестве заказчика, который вступает в отношения с поставщиком. Последним является коммерческая организация, хозяйственная деятельность которой заключается в продаже материальных ресурсов в целях их дальнейшего потребления.
Снабжение закладывает основу для всей последующей деятельности предприятия. Качество материальных ресурсов и своевременность их поступления значительным образом сказываются на результатах (эффективности) производства и реализации продукции, что находит соответствующее отражение в размере прибыли.
Поставщик может играть различную роль в деятельности предприятия:
- Поставщик некритических для производства / продаж материалов считается обычным поставщиком.
- Поставщик основных для производства / продаж материалов считается квалифицированным поставщиком.
- Поставщик проблемных (т. е. основных и сложных в закупке) материалов считается надежным поставщиком.
- Поставщик стратегических (т. е. высокорентабельных) материалов считается стратегическим поставщиком.
В связи с этим значимой для современного предприятия является задача выбора оптимального (по соотношению «цена – качество») поставщика. Она может быть решена путем применения метода рейтингования поставщиков.
Методика расчета рейтинга поставщика
Рейтинг поставщика в большинстве случаев представляет собой количественную оценку коммерческой организации, которая может продать предприятию необходимые ему материальные ресурсы. Оценивается, прежде всего, потенциальная степень удовлетворения поставщиком потребности предприятия-заказчика.
Расчет рейтинга поставщика осуществляется на основании выполнения им уже заключенных договоров. Именно это оказывает существенное влияние на выбор предприятием-заказчиком конкретного поставщика. Следовательно, на предприятии должна быть разработана и внедрена в практическую деятельность такая система контроля исполнения договоров поставки, которая позволяет накапливать информацию, необходимую для осуществления подобного расчета.
В основе рейтинга поставщика лежит формальная система оценки коммерческих предприятий. Этот процесс призван поощрять высококачественные и эффективные отношения между поставщиками и покупателями. Сложность расчета рейтинга поставщиков зависит от размера организации.
Расчет рейтинга поставщика предваряет определение тех критериев, на основании которых руководством предприятия-заказчика будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика. Обычно в качестве таких критериев используются следующие показатели:
- цена, по которой поставщик продает свой товар;
- качество товаров, которые поставщик реализует на рынке;
- надежность поставки товара, приобретенного у поставщика.
Рейтинг поставщика определяется как сумма произведений оценки по каждому критерию на соответствующее значение веса критерия. Например, могут быть приняты такие веса критериев: цена - 0,5; качество поставляемого товара - 0,3; надежность поставки - 0,2.
Показателем цены является средневзвешенный темп роста цен. Показателем качества является темп роста поставки товаров ненадлежащего качества. Показателем надежности является темп роста среднего опоздания. Во всех случаях тем роста определяется через соотношение значений текущего периода и значений предыдущего периода.
В данном случае темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставок, рост размера опозданий). Поэтому рейтинг поставщика, рассчитанный по этой методике, должен быть минимальным. Следовательно, предпочтение при перезаключении договоров на поставку предприятию-заказчику необходимо отдать тому поставщику, чей рейтинг будет меньше. Хотя в некоторых случаях возможна обратная ситуация - о предпочтительности поставщика будет свидетельствовать его более высокий рейтинг.
Следует отметить, что о многих случаях предприятия для расчета рейтинга поставщика используются собственные методики, которые разработаны специально с учетом специфики их хозяйственной деятельности в конкретной отрасли, в конкретном регионе, в конкретный временной период. Поэтому весовое значение критериев устанавливается исключительно в индивидуальном порядке (однако подход к его определению является в целом одинаковым - на основе оценок экспертов).
Кроме того, различным может быть перечень критериев, учитываемых при расчете рейтинга поставщика. В частности, помимо пересиленных критериев, предприятия могут оценивать условия платежа, возможность внеплановых поставок, финансовое состояние поставщика.
Таким образом, расчет рейтинга поставщика является одним из важных действий, которое предприятие осуществляет в рамках снабженческой деятельности. Благодаря ему создаются предпосылки для совершения оптимального выбора поставщика из всего множества предприятий, представленных на рынке закупок. А впоследствии рейтинг может быть использован в качестве инструмента контроля за деятельностью поставщика.