Автомобиль-самосвал - это грузовой саморазгружающийся автомобиль, который для выгрузки груза совершает механический наклон кузова.
Общие сведения об автомобилях-самосвалах
В дорожном строительстве на сегодняшний день наибольшее распространение получил автомобильный транспорт. Уже многократно доказана экономическая выгодность его применения при дальности перевозок от трех до пятидесяти километров.
Во время проведения строительных работ используется множество разновидностей автомобильного транспорта. В частности, большое распространение получили автомобили-самосвалы. Они представляют собой грузовые саморазгружающиеся автомобили. Характерной чертой автомобиля-самосвала является его оснащение кузовом бункерного вида, причем это приспособление механически наклоняется, что позволяет осуществить разгрузку.
Предназначение автомобилей-самосвалов заключается в транспортировке сыпучих или мелкоштучных грузов. В качестве примера можно привести доставку инертных или навалочных материалов на строительную площадку, в процессе выполнения дорожно-ремонтных работ, а также при возведении инфраструктурных объектов.
Автомобили-самосвалы также востребованы в сельском хозяйстве. Они используются в период уборки урожая и заготовки кормов, а также при проведении мелиоративных мероприятий. Кроме того, с помощью автомобилей-самосвалов коммунальные хозяйства и крупные компании устраняют снежные завалы и вывозят мусор. Еще одна узкая специализация автомобилей-самосвалов представлена вскрытием и разработкой полезных ископаемых карьерным (открытым) способом.
В зависимости от назначения выделяют следующие типы автомобилей-самосвалов:
- дорожные автомобили-самосвалы - используются в строительстве, в сельском хозяйстве, в добывающей и перерабатывающей промышленности для перевозки грузов (массой до 40 тонн) по дорогам общего пользования;
- карьерные (внедорожные) автомобили-самосвалы - отличаются увеличенной мощностью и грузоподъемностью (до 450 тонн), но низкой скоростью передвижения;
- сочлененные автомобили-самосвалы (землевозы) - характеризуются повышенной проходимостью, отличной маневренностью, грузоподъемностью от 10 до 50 тонн, высокой скоростью;
- подземные автомобили-самосвалы - используются для проведения выработок в забоях и разрезах при условии небольшого градуса наклона ствола.
Расчет необходимого количества автомобилей-самосвалов
Для того чтобы организовать перевозку определенного вида груза, в качестве одного из главных решается вопрос о количестве необходимых для привлечения и использования транспортных средств. Как правило, количественная потребность в автомобилях (любого вида, не только самосвалов) рассчитывается в результате деления количества материалов, которое необходимо перевести в течение смены, на производительность данного автотранспорта.
Обычно количество необходимых материалов - это известная величина. Поэтому специалистам транспортного отдела предприятия нужно узнать потенциальную производительность автомобилей-самосвалов.
Для того чтобы определить производительность автотранспорта, нужно сперва получить два значения. Первое значение равно произведению продолжительности рабочей смены (в часах), коэффициента использования машин во времени (равен 0,85-0,95), грузоподъемности автомобиля-самосвала (может колебаться от 40 до 450 тонн). Второе значение равно сумме времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ (в часах) и отношения удвоенного расстояния перевозки (в км.) к скорости передвижения (в км/ч).
Затем первое значение делят на второе. Таким образом, узнают производительность автомобиля-самосвала.
Стоит отметить, что автомобиль-самосвал может использоваться для перевозки различных грузов и на различные расстояния. Поэтому подобные расчеты обычно осуществляют в каждом конкретном случае отдельно. Так, в рамках дорожного строительства автомобили-самосвалы могут быть задействованы для перевозки грунта, щебня, асфальтобетона (который, в свою очередь, может быть щебеночно-мастичным, крупно- и мелкозернистым пористым).
Структура парка транспортных средств предприятия
Перед тем, как определить требуемое количество автомобилей-самосвалов в структуре парка транспортных средств предприятия, нужно принять во внимание тот факт, что эта самая структура должна отвечать структуре грузооборота по размерам партий грузов и по видам грузов; дорожным условиям, которые характеризуют перевозки; а также общим требованиям, которые предъявляются к транспорту (речь, например, идет про высокие уровни безопасности, надежности, экологической чистоты, энергоэффективности, продолжительности работы и т. п.).
В настоящее время подавляющая часть грузов во всем мире перевозиться при помощи специализированного автомобильного транспорта. Это связано с мнениями экспертов о том, что оптимальный уровень специализации грузового парка должен составлять 70-80%. Так, в России сейчас на долю специализированных транспортных средств приходится около 86% (причем есть тенденция к увеличению этой доли), а на долю универсальных транспортных средств, соответственно, приходится 14%.
При этом структура специализированных транспортных средств на сегодняшний день выглядит следующим образом:
- Фургоны – 27 %.
- Седельные тягачи – 24 %.
- Автомобили-самосвалы – 21 %.
- Прочие транспортные средства – 11 %.
- Узкоспециализированные транспортные средства (например, цистерны, лесовозы) – 3%.
Выбор в пользу автомобилей-самосвалов обуславливается, в первую очередь, направленностью хозяйственной деятельности предприятия, содержанием основной части работ и вызванной им потребностью в конкретном типе транспортного средства.