Автопоезд - это комбинированное транспортное средство, которое состоит из автомобиля-тягача и прицепа или полуприцепа.
Общие сведения об автопоезде
В современном мире имеет место такое транспортное средство, как автомобильный поезд, или, сокращенно, автопоезд. Он считается сочленным комбинированным многозвенным транспортным средством. Это связано с тем, что автопоезд состоит из автомобиля-тягача и одного или нескольких прицепных звеньев.
Автопоезд приводится в движение двигателем, который установлен внутри механического транспортного средства. В качестве последнего могут выступать любые тракторы и самоходные машины. Прицепом же называют транспортное средство, которое не оборудовано двигателем, а потому - предназначено для движения в составе с механическим транспортным средством.
Стоит отметить, что трамвай с прицепным вагоном (иногда двумя) не попадает под определение автомобильного поезда. Причина этого кроется в том, что прицепные вагоны имеют свои работающие двигатели, что не позволяет их отнести к категории прицепов.
Если автопоезд сравнивать с одиночными автомобилями, то можно выделить у него такие преимущества, как:
- при одинаковой грузоподъемности автопоезд оказывает меньшую нагрузку на ось, чем одиночный автомобиль;
- по сравнению с одиночными автомобилями производительность автопоездов выше в 2 раза и более, несмотря на снижение средней технической скорости их движения на 15-20 %;
- в некоторых случаях можно получить единый технологический комплекс оборудования (например, агрегат для выполнения каких-либо операций может размещаться на автомобиле, а автономная электростанция для его питания — на прицепе).
С точки зрения эксплуатации автопоезда обладают таким важнейшим свойством, как делимость. Благодаря данному свойству один тягач может быть использован поочередно с несколькими прицепными звеньями. В некоторых случаях делимость автопоезда способствует повышению скорости выполнения погрузочно-разгрузочных работ. По большей части преимущества от делимости автопоездов могут быть обнаружены в случае их использования с двумя и более прицепными звеньями.
Считается, что применение автопоездов приводит к повышению грузоподъемности транспортного средства и к снижению удельного простоя под погрузочно-разгрузочными операциями (речь идет про время погрузки-разгрузки 1 тонны груза). Этот эффект достигается за счет увеличения фронта работ и (или) применения сменного прицепного звена.
Расчет основных параметров автопоезда
Расчет основных технико-эксплуатационных параметров автопоезда является важной, а зачастую и обязательной частью работы по подготовке к осуществлению грузовой перевозки. Это необходимо, во-первых, для соблюдения национальных и международных ограничений, которые установлены в отношении автопоездов, а во-вторых, для планирования поездки с точки зрения времени ее осуществления, выбора оптимального маршрута, предстоящих затрат (прежде всего, для приобретения топлива и горюче-смазочных материалов.
Так, фактическая длина автопоезда определяется в результате суммирования расстояния от седельно-сцепного устройства до передней точки и длины прицепа за вычетом расстояния от грузозахватного штифта до передней точки. Полученный результат не должен превышать 20 метров (если расчет производится для перевозок по территории России) или 18 метров (если расчет производится для перевозок по территории стран-участниц Европейского союза).
Допустимая полная масса автопоезда (т. е. предусмотренная производителем масса снаряженного и предельно загруженного автопоезда вместе с весом членов экипажа) определяется в результате суммирования допустимых полных масс автомобиля-тягача и прицепа (полуприцепа). Полученный результат не должен превышать 40 тонн (данное значение в равной мере относится для перевозок как по территории Российской Федерации, так и по территории стран-участниц Европейского союза.
Кроме того, владельцу (пользователю) автопоезда необходимо знать значения таких технико-эксплуатационных параметров транспортного средства, как снаряженная масса (в том числе на переднюю ось и на заднюю ось), допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство, максимальная скорость, радиус поворота, объем топливных баков, типоразмер шин, базовая норма расхода топлива, габариты автомобиля-тягача и прицепов (т. е. их длина, ширина, высота).
На основе перечисленных данных можно рассчитать и получить количественное значение силы тяжести полуприцепа и силы тяжести, которая действует на опорно-сцепное устройство. Эти показатели дадут представление о том, справится ли автопоезд с заданной нагрузкой и каков его запас прочности (если таковой имеется).
Так как автопоезда преимущественно используются для организации грузовых перевозок, важно знать значение их грузоподъемности. Грузоподъемность автопоезда складывается из грузоподъемности автомобиля-тягача и грузоподъемности прицепов. По этой суммарной грузоподъемности автопоезд относится к той или иной группе автомобилей: с особо малой (до 0,5 т.), с малой (от 0,5 до 2 т.), со средней (от 2 до 5 т.), с большой (от 5 до 15 т.) и с особо большой (от 15 т. и более) грузоподъемностью.
Особое значение имеет скорость автотранспортного средства, которая, помимо других факторов, связана с его энергоемкостью. Для повышения производительности и эксплуатационной надежности этот показатель должен быть равным 6-7,5кВт/т общей массы автопоезда.
Таким образом, работа автомобильных поездов характеризуется большим числом технико-эксплуатационных показателей. Расчет их значений является необходимым как с точки зрения соблюдения требований действующего законодательства, так и с точки зрения обеспечения высокой экономической эффективности.