Мультимодальная транспортно-логистическая система - это многофункциональный комплекс, который располагается в общесетевом узле транспортной сети (т. е. на пересечении магистральных путей сообщения), обслуживает несколько видов транспорта и осуществляет в отношении клиентов комплексное транспортно-экспедиционное и логистическое сервисное обслуживание.
Основные сведения о мультимодальной транспортно-логистической системе
Интенсивное развитие экономики, в том числе, на международном уровне способствует повышению внимания хозяйствующих субъектов и государственных органов к транспортным коридорам. Это связано с тем, что транспортировка материальных ресурсов и готовых товаров образует значительную часть себестоимости продукции, оказывает влияние на ее качество.
Одной из основных составляющих логистической инфраструктуры транспортного комплекса является мультимодальная транспортно-логистическая система. Она представляет собой многофункциональный комплекс терминалов, который обеспечивает слаженную работу различного рода транспорта и прочих членов транспортно-логистического процесса. Данная система располагается в общесетевых транспортных узлах и, как правило, действует на коммерческой основе или на основе государственно-частного партнерства.
Мультимодальная транспортно-логистическая система призвана осуществлять в отношении клиентов комплексное транспортно-экспедиционное и логистическое сервисное обслуживание. Это проявляется в выполнении ею следующих функций:
- восуществление погрузочно-разгрузочных работ;
- таможенное обслуживание;
- осуществление перевалки, переработки и хранения грузов;
- координация совместной работы нескольких видов транспорта в различных комбинациях;
- экспедирование грузов и обеспечение их доставки «от двери до двери», «точно в срок» и т.д.
Мультимодальные транспортно-логистические системы зачастую выступают в качестве основных системообразующих элементов соответствующих региональных логистических систем. Благодаря этому обеспечивается скоординированное взаимодействие всех участников данного процесса, а также интеграция транспортных, товароматериальных, сервисных, информационных и финансовых потоков.
Современная мультимодальная транспортно-логистическая система является транспортно-экспедиционным предприятием. В состав этой системы входят компании, которые взаимодействуют друг с другом в рамках корпоративных структур, построенных на коммерческой основе по типу холдинга.
Основы проектирования мультимодальной транспортно-логистической системы
Мультимодальные транспортно-логистические системы обычно проектируют и создают вокруг крупных городских агломераций в пригородных зонах. Таким образом, терминалы "закрывают" крупные города от въезда на их территорию магистрального грузового транспорта. Это делается в силу решения следующих задач:
- разгрузка уличной сети города за счет сокращения на его улицах количества большегрузных автомобилей;
- повышение эффективности (производительности) использования подвижного состава за счет перегруппировки мелких и крупных отправок грузов;
- улучшение экологической обстановки и повышение безопасности дорожного движения в пределах территории города;
- рационализация использования земельного фонда города за счет концентрации работы, ранее выполняемой в нескольких складах предприятий, в одном крупном комплексе;
- улучшение условий труда водителей за счет оснащения терминалов гостиницами, пунктами питания и т. д.;
- улучшение работы подвижного состава на магистралях за счет оснащения терминалов зонами для стоянки, технического обслуживания и ремонта и т.п.;
- снижение грузонапряженности железнодорожных станций, которые располагаются в городской черте;
- улучшение организации и увеличение объемов грузовых перевозок в международном сообщении, где уже давно распространены терминальные технологии.
Ключевой характеристикой крупной мультимодальной транспортно-логистической системы является ее возможность обработки грузов, которые доставляются разными видами транспорта - автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным. В связи с этим на этапе формирования такой системы большое внимание уделяется ее местоположению. Она, как правило, должно находиться в местах, которые стратегически важны с точки зрения логистики. Таковыми, например, можно назвать аэропортовые и приаэропортовые зоны, места концентрации производств, морские порты, основные магистрали (автомобильные, железные дороги) или их пересечения.
Нужно иметь в виду, что реализация подобных проектов тесно связана с развитием социальной инфраструктуры. С одной стороны, транспортно-логистическая система может быть расположена возле крупного населенного пункта, что немного решает вопросы создания дополнительных рабочих мест. С другой стороны, сама система может стать ядром некого промышленного округа с развитой инфраструктурой и различными рекреационными зонами. Данные обстоятельства обязательно должны быть учтены на этапе проектирования мультимодальной транспортно-логистической системы.
Важным этапом в процессе создания проекта транспортно-логистической системы является рациональное зонирование ее территории. С функциональной точки зрения обоснованным является выделение и обустройство таких зон, как зона приема и оформления всех операций, зона складских помещений и зона распределения грузов. Кроме того, территория транспортно-логистической системы должна быть обеспечена необходимыми коммуникациями, в частности, телекоммуникационным центром, специально оборудованными залами для заседаний и коммерческими офисами, учреждениями технического и бытового обслуживания.