Цепь поставок детских товаров - это воспринимаемая как одно целое совокупность производственных и торговых предприятий, которые занимаются созданием и продажей населению товаров для детей (игрушек, книжек, одежды, продуктов питания и т.п.).
Особенности цепей поставок детских товаров
Детские товары являются особыми объектами производства и продажи. В настоящее время ассортимент детских товаров весьма широк, поскольку включает в свой состав четыре большие категории продукции:
- Крупногабаритные товары (коляски, автокресла, мебель и т.п.);
- Текстиль и обувь (одежда, обувь, постельное белье и т.п.);
- Игрушки;
- ППКП (питание, подгузники, кормление и парафармация).
Следовательно, детские товары по сути являются сочетанием четырех видов бизнеса в одном. На самом деле лишь небольшое число участников на рынке работает одновременно в четырех направлениях деятельности. Примерами таких игроков на российском рынке являются компании "Детский мир", "Дочки-сыночки", "Кораблик". Подавляющее же большинство участников рынка специализируются на одном-двух направлениях (в особенности, это касается сегмента малого бизнеса).
Производство и реализация продукции каждой категории детских товаров имеет свои отличительные особенности, которые необходимо учитывать участникам цепи поставок. Так, в этой сфере экономике важную роль играет сезонность: спрос на игрушки существенно вырастает в декабре, для категории одежды важными являются сезоны осень-зима и весна-лето, у прогулочных колясок пик продаж длиться с марта по май. В то же время в отношении подгузников и питания выявить какие-либо сезонные закономерности затруднительно.
Еще необходимо учитывать различия в приемке, хранении, комплектации детского товара в разных категориях. В связи с этим подгузники и питание хранятся на собственном складе торгового предприятия, которому важно максимально быстро доставить потребителю эти товары. А коляски в основном хранятся на складе поставщика, поскольку в их отношении чаще всего используют схему продаж "заказ под заказ".
Проектирование цепей поставок детских товаров
Проектирование цепей поставок представляет собой комплексную деятельность хозяйствующих субъектов, которая заключается в осуществлении поиска оптимальных мест расположения новых объектов (таких как распределительные центры, склады и производственные площадки), в определении логистических потоков между ними и в оптимизации затрат. Для предприятия важно составить оптимальный проект цепей поставок, поскольку он выступает в качестве одного из первых условий обеспечения надежности, рентабельности, устойчивости и эффективности любой цепочки поставок даже при работе в условиях неопределенности спроса и предложения.
Важно отметить, что проектирование цепочки поставок — это непрерывный процесс. Новые вызовы и возможности, изменение рыночных реалий вынуждает предприятия, стремящиеся к оптимизации своего положения на рынке, раз за разом вносить коррективы в разработанный проект цепей поставок и воплощать в жизнь его новый вариант.
Проектирование логистической цепи поставок любой категории товаров направлено, в первую очередь, на точное и детальное описание всех действий предприятий-партнеров в процессе реализации всех этапов выполнения заказа клиента. Основными этапами выполнения заказа, которые используются в качестве основы для построения проекта цепи поставок, являются:
- Получение заказа от покупателя;
- Получение предоплаты от покупателя;
- Проверка наличия необходимых материалов на складе;
- Размещение заказа у поставщиков;
- Организация процесса снабжения;
- Оплата полученных материалов от поставщиков;
- Производство заказа;
- Поставка заказа покупателю;
- Оплата заказа.
Экономическая оценка эффективности цепей поставок детских товаров
Для того чтобы определить, в какой степени используются возможности участников цепи поставок относительно их максимума и как это отражается на финансовых показателях их деятельности, регулярно проводится экономическая оценка эффективности цепей поставок. Это в том числе относится и к поставкам детских товаров. Их рынок отличается достаточно высокой степенью конкуренции, поэтому его участникам важно знать значения оценочных показателей и их изменение в динамике.
Экономическая оценка эффективности цепей поставок, как правило, проводится путем использования двух групп показателей.
Первая группа - это показатели функционирования цепи (так называемые, performance attributes). Эти показатели не могут быть измерены, они в основном используются для установки направлений стратегии логистической цепи поставок. К числу этих показателей относится:
- Надежность поставок в цепи при обеспечении доставки: нужного продукта, в нужное время и место, в надлежащем состоянии и упаковке, нужного количества, с правильной документацией, нужному клиенту;
- Отклик цепи поставок, т.е. скорость прохождения товара по цепи поставки к клиенту;
- Маневренность (динамичность) цепи поставок, т.е. темп реагирования цепи поставок на изменения ситуации на рынке с целью получения или сохранения конкурентных преимуществ;
- Затраты цепи поставок – это издержки, которые связаны с выполнением операций в цепи поставок;
- Управление всеми видами активов (основными средствами, запасами, оборотным капиталом) в цепи поставок, его эффективность с точки зрения обеспечения удовлетворения спроса.
Вторая группа - это система измеряемых показателей (так называемые, metrics). С помощью этих показателей предприятия способны оценить возможность достижения стратегических решений, которые обозначены в терминах показателей деятельности цепи.
Все метрики имеют иерархическую структуру, представленную тремя уровнями. Показатели первого уровня диагностируют общее состояние цепи поставок. Показатели второго уровня диагностируют метрики первого уровня и помогают выявить причины отклонения запланированных значений. Показатели третьего уровня служат для диагностики метрик второго уровня.