Морской порт - это совокупность взаимосвязанных специализированных сооружений и устройств, которые расположены на морском побережье и используются для организации безопасной стоянки морских судов, выполнения погрузочно-разгрузочных работ и работ по посадке и высадке пассажиров, а также для технического обслуживания судов.
Морской порт и проектирование его элементов
В настоящее время неотъемлемым элементом инфраструктуры любого развитого города или региона являются морские сооружения, которые в концентрированном виде представлены морским портом. Он представляет собой комплекс расположенных на морском побережье специальных сооружений и устройств, с помощью которых организуют безопасную стоянку и технологическое обслуживание морских судов, а также выполняют работы по погрузке и разгрузке грузов, по посадке и высадке пассажиров.
Морские порты обеспечивают стабильный грузопоток и пассажиропоток, а это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии экономики страны в целом.
В настоящее время сложной и комплексной задачей считается проектирование элементов морского порта. Она решается как на стадиях подготовки как к первому строительству морского порта, так и к проведению его капитального ремонта.
Проектирование элементов морского порта нацелено, в первую очередь, на получение оптимальных технологических и планировочных решений, которые позволят морскому порту удовлетворять требованиям безопасного и быстрейшего обслуживания морских судов с учет соблюдения современных условий перевозок. В большинстве случаев в процессе проектирования должны быть обеспечены следующие условия:
- заданный грузооборот и пассажирооборот на расчетный год;
- возможность развития морского порта на отдаленную перспективу (т.е. за пределами расчетного периода);
- промышленная, пожарная, санитарная, экологическая безопасность и безопасность труда;
- соразмерность всех элементов морского порта.
Во время проектирования морского порта основное внимание уделяется главному элементу его технологической структуры, а именно - морскому терминалу. Используемые методы грузовых и пассажирских перевозок, структура и объем грузо- и пассажирооборота, а также принятые схемы механизации перегрузочных работ обуславливают многообразие морских терминалов, которые могут быть спроектированы в рамках морского порта:
- универсальные терминалы, для которых предусмотрены крановые схемы механизации, что позволяет осуществлять перевалку генеральных грузов крытого и открытого хранения, а также навалочных грузов;
- специализированные терминалы, которые оснащены специализированным технологическим оборудованием, что позволяет осуществлять перевалку определенного вида груза (например, контейнеров или навалочных, наливных, накатных грузов);
- специализированные терминалы лихтеровозной системы;
- специализированные терминалы морских паромных переправ;
- специализированные пассажирские терминалы;
- специализированные терминалы, предназначенных для обслуживания транспортных судов (их отстоя, ремонта, стоянки).
Правила проектирования элементов морского порта
Проектирование элементов морского порта начинается с оформления соответствующих документов - декларации о намерениях, основных технических решениях и т.д. Именно в них нужно рассмотреть 2-3 варианта технологических схем механизации, которые предусматривают использование различного перегрузочного оборудования и компоновки морского порта. Причем эти варианты должны отличаться наивысшим уровнем конкурентоспособности.
Проектирование предполагает использование определенных технологических решений. Считается, что они должны обеспечить безопасную организацию всех видов работ, выполняемых при строительстве и эксплуатации морских портов, а также выполнение требований взрывопожарной и пожарной безопасности. Это означает выполнение правил, которые установлены государственными стандартами и другими нормативно-правовыми актами.
Основные размеры и количество портовых сооружений и устройств, а также технологических линий и оборудования устанавливают на расчетный год и заданный грузооборот. Исключением из этого правила являются те элементы морского порта, чьи параметры устанавливают исходя из тех изменений, которые прогнозируют в отношении размерений морских судов, грузооборота и судооборота, в их числе:
- перспективные глубины акватории морского порта;
- перспективные глубины и длины причальных сооружений;
- размеры общей акватории морского порта, зон маневрирования и входных ворот;
- Общие размеры и ширина территории морского порта.
Максимальные размерения судов во время проектирования определяются с учетом действия таких факторов, как перспективное значение морского порта, естественные условия и др. В перспективе возможно принятие этих судов и их обслуживание со стороны морского порта (например, в виде загрузки и разгрузки у причалов).
Следовательно, их размерения должны быть отражены в разрабатываемом проекте. В частности, в расчете на указанные суда для каждого морского терминала нужно установить перспективную глубину и общие размеры акватории, перспективную глубину и длину причальных сооружений.
Могут возникнуть такие обстоятельства, как недостаток территории, санитарные ограничения и др. В этих случаях при реконструкции и модернизации существующих морских портов целесообразным может стать создание территориально обособленных грузовых районов порта, что должно найти соответствующее отражение во время проектирования путем внесения требуемых изменений в проектную документацию.