Конкурентоспособность - это способность хозяйствующих субъектов быть привлекательными для потребителей на фоне наличия на рынке аналогичных предприятий - конкурентов.
Деятельность по повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта
Повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта являются важнейшими стратегическими задачами отечественной транспортной отрасли. Их решение необходимо в условиях продолжающейся глобализации и международного разделения труда. При этом Россия - это крупнейшее по площади территории государство, которое имеет широко развитые экономические связи с большим числом стран по всему миру.
Железнодорожный транспорт активно используется промышленными предприятиями для организации и осуществления грузовых перевозок. В связи с этим очень важно, чтобы при организации внешнеэкономической деятельности экспортеры и импортеры останавливали свой выбор по покупке транспортных услуг именно на железнодорожном транспорте России, а не других стран, или вообще - на использовании другого вида транспорта.
Одним из условий для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на международном рынке транспортных услуг является развитие международных транспортных коридоров, которые проходят через территорию нашей страны. Главными примерами таких коридоров являются путь «Север – Юг» (проходит по территории Европейской части России) и Новый Шелковый путь в рамках проекта «Один пояс - один путь» (включает в себя значительную часть Транссибирской магистрали).
Железнодорожный транспорт должен активнее участвовать в транспортном обеспечении внешнеэкономических связей. Для этого необходимо проводить соответствующие мероприятия и создавать благоприятные условия. В частности, требуется комплексное развитие инфраструктуры отечественных морских портов и железнодорожных подходов к ним.
Представителям отечественного железнодорожного транспорта необходимо продолжать сотрудничать с международными транспортными компаниями в более тесных формах. Рекомендуется увеличить число проектов, которые разрабатываются и реализуются совместными усилиями. Прежде всего, речь идет про проекты, которые направлены на развитие следующих сфер транспортного предпринимательства:
- перевозки пассажиров и грузов;
- реализация инфраструктурных проектов локальных масштабов;
- управленческая логистика;
- создание современного подвижного состава и др.
Конкурентоспособность железнодорожного транспорта может быть повышена в результате гармонизации транспортного законодательства с основными общепринятыми нормами международного права. Этого можно добиться по итогам участия в работе соответствующих международных организаций. Они же могут поспособствовать в совершенствовании технологий перевозки грузов и пассажиров, а также в формировании унифицированного правового пространства в сфере международных сообщений.
Руководству отечественного железнодорожного транспорта надо наладить и постепенно расширять международное сотрудничество в таких областях, как подготовка и повышение квалификации персонала, проведение фундаментальных и научных исследований, реализация опытно-конструкторских разработок.
Если современная зарубежная техника на данный момент пока что располагает рядом неоспоримых преимуществ перед отечественными аналогами, то нельзя пренебрегать ими - нужно организовать их использование, как минимум, в краткосрочной перспективе. Кроме того, можно принимать участие в иностранных инфраструктурных проектах, которые предполагают железнодорожное строительство, реализацию конкурентоспособных технологий российских железных дорог и продукции отечественного транспортного машиностроения.
Конкурентоспособность железнодорожных услуг на международном транспортном рынке может быть повышена в результате участия в капиталах зарубежных транспортных компаний. Это участие еще поможет сформировать взаимовыгодные условия для интенсификации сотрудничества с зарубежными партнерами.
Специфика деятельности по повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта, обусловленная различием ширины железнодорожной колеи
Главной характерной чертой отечественного железнодорожного транспорта является использование железнодорожной колеи шириной 1520 мм. В то же время самой распространённой в мире шириной колеи является 1435 мм. В связи с этим на границах государств, в которых приняты различная ширина железнодорожной колеи, необходимо производить стыковку железных дорог, что вызывает определенные проблемы. В одних стыковочных узлах осуществляется перегрузка груза и (или) пересадка пассажиров, а в других - перестановка вагонов (замена вагонных тележек).
В целях повышения международной конкурентоспособности железнодорожного транспорта необходимо развивать партнерство со странами пространства 1520 (это, прежде всего, страны постсоветского пространства и Афганистан). Партнерство может развиваться по следующим направлениям:
- разработка и утверждение общей стратегии развития железнодорожной сети;
- снижение транспортной нагрузки на национальные экономики;
- реализация преимуществ технологической унификации железнодорожного транспорта;
- разработка и внедрение прогрессивных технологий и др.
Нужно прилагать много усилия для того, чтобы за рубежом открывались транспортные логистические центры. Причем они должны способствовать продлению железнодорожных линий колеи шириной 1520 мм на территорию государств Европы и Корейский полуостров.
Таким образом, для того чтобы повысить конкурентоспособность отечественного железнодорожного транспорта на международном рынке транспортных услуг, необходимо осуществить большой комплекс мероприятий, каждое из которых требует тщательной подготовки и реализации.