Система распределения товаров - это система планирования, обеспечения и контроля доставки товаров к месту продажи (эксплуатации) в точно обусловленное время и с максимально высоким уровнем обслуживания клиентов с выгодой для компании.
Документационное обеспечение распределения товаров
Эффективность системы распределения товаров на предприятии может быть повышена, прежде всего, за счет организации рационального документооборота. На предприятии должны быть разработаны и приняты положения о структурных подразделениях и должностные инструкции.
С помощью этих документов между сотрудниками предприятия, которые отвечают за распределение товаров, происходит разделение функций, что предотвращает, с одной стороны, дублирование, с другой стороны, упущение некоторых рабочих моментов. Кроме того, ими устанавливаются конкретные требования к сотрудникам, что способствует повышению их чувства ответственности.
Разработка подобных документов - это важное направление повышения эффективности системы распределения товаров, поскольку они позволяют решить в сфере распределения товаров следующие задачи:
- разработать и внедрить в деятельность предприятия рациональную технологию выполнения управленческих работ;
- регламентировать разделение и организацию труда;
- наиболее оптимальным образом проводить подбор, расстановку, использование и оценку кадров и др.
Реагирование на претензии клиентов
Важной чертой многих успешных предприятий современности является их клиентоориентированность. Помимо прочего, она проявляется в получении от клиентов обратной связи и в соответствующем реагировании на нее предприятием. В частности, особое внимание нужно уделять тем претензиям, которые клиенты высказывают в отношении отгрузки, брака и пересортицы товара.
Проблемы брака, некомплекта товара нередко возникают у компаний, особенно, из сферы торговли. В связи с этим большое значение имеет оперативное реагирование на претензии покупателей, которое в лучшем случае должно быть выражено в устранении возникшей проблемы.
Для того чтобы улучшить обратную связь с клиентами и повысить ответственность сотрудников в плане обслуживания, предлагается регламентировать время рассмотрения и устранения претензии. Это означает установление нормативного срока, который в современных условиях может исчисляться максимум считанными днями.
Контроль менеджеров за ассортиментом
Частой проблемой у многих действующих предприятий является затоваривание склада по определенной группе ассортимента. При этом в то же время по другой группе ассортимента может возникнуть недостаток количества товара, следствием чего является потеря заказа.
Данная ситуация является ярким примером низкой эффективности функционирования системы распределения товаров на предприятии. Ее причина кроется в отсутствии разделения ответственности за наличие остатков товара по группам ассортимента.
Следовательно, решение проблемы заключается в разделении ассортиментных направлений между менеджерами. Это значит, что за каждым менеджером нужно закрепить ассортиментную группу товара. Благодаря этому будет повышена ответственность менеджеров и упрощен контроль над остатками товаров на складе. Подобный пункт в большинстве случаев включают в должностную инструкцию каждого менеджера.
Использование возможностей электронной торговли
Еще одним важным направлением повышения эффективности функционирования системы распределения товаров современной организации является использование маркетинговых коммуникаций. А в настоящее время они преимущественно представлены в сети Интернет.
Сегодня Интернет признается в качестве источника появления новой электронной экономики, отличительные признаки которой заключаются в следующем:
- чрезвычайно быстрый рост экономической активности в виртуальной реальности;
- создание новых возможностей для производственной и деловой активности;
- бурное увеличение числа новых рабочих мест.
Использование новых информационных технологий позволит практически любому предприятию не только улучшить процесс управления производственно-сбытовой деятельностью, но и привлечь новых потенциальных потребителей продукции. Для успешного функционирования в рамках новой электронной экономики нужно в различных бизнес-операциях правильно и своевременно использовать информацию и управлять знаниями.
Распределение товаров через сеть Интернет принимает форму электронной торговли. В данном случае знакомство клиента с товаром, приобретение товара клиентом и оплата покупки происходят в дистанционной форме с использованием современных инфокоммуникационных технологий.
Поэтому для усиления воздействия на потенциальных потребителей и повышения эффективности системы распределения товаров предприятиям, в первую очередь, рекомендуется принять следующие меры из сферы маркетинговых коммуникаций. Во-первых, разместить рекламу в сети Интернет, что в условиях интенсивного роста ее аудитории увеличит число возможных клиентов предприятия. Во-вторых, разработать и запустить собственный интернет-магазин и мобильное приложение, посредством которых будет организован доступ к покупке товаров для клиентов молодого поколения и клиентов, которые проживают в удаленных районах.
Таким образом, эффективность функционирования системы распределения товаров предприятия может быть повышена в результате проведения различных мероприятий. Они касаются и документационной, и организационной, и маркетинговой деятельности предприятия. В любом случае все они направлены, прежде всего, на то, чтобы успешно завершить логистический цикл путем сбыта на рынке готовой продукции.