Международная цепь поставок - это группа хозяйствующих субъектов, которые совместно принимают участие в продвижении определенного продукта к конечному потребителю, при этом располагаясь в разных странах.
Понятие международной цепи поставок
В связи с развитием глобальных хозяйственных связей с каждым годом увеличивается оборот внешней торговли. Взаимодействие хозяйствующих субъектов на международном уровне привело сферу логистик к появлению качественно нового явления - международных цепей поставок.
Международная цепь поставок представляет собой логистическую цепь предприятий, в рамках которой материалы и продукты при переходе от одного участника цепочки к другому, как минимум, один раз пересекают государственную (таможенную) границу. Международная цепь поставок по сути является следствием международного разделения труда, в соответствии с которым страны и их национальные предприятия специализируются на выполнении каких-то конкретных отдельных этапов технологической обработки сырья.
Построение международной цепи поставок является одной из первых задач, с которой сталкивается предприятие, решившее выйти на мировой рынок. Кроме того, этим вопросом тоже активно занимаются крупные транснациональные корпорации, чьи структурные подразделения располагаются в разных странах мира. Несмотря на это, всем нужно учитывать, что построение международной цепи поставок осуществляется в процессе международного логистического менеджмента, который учитывает взаимную адаптацию участников цепи к национальным маркетинговым средам.
Формы построения международной цепи поставок
В современной мировой экономике существует несколько вариантов построения международной цепи поставок. Наибольшее распространение на сегодняшний день имеют популярные в Европе и США сложные вертикальные маркетинговые системы сбыта, когда участники международной торговли связаны между собой определенными условиями. Эти условия заставляют их работать как целостная система, единая сеть в одной из трех форм:
- Внутрикорпоративная торговля, которая формирует международные корпоративные цепи поставок;
- Торговля между аффилированными компаниями, которая формирует международные договорные цепи поставок;
- Торговля между компаниями, работающими на мировом рынке в рамках долгосрочных торговых соглашений и соглашений о сотрудничестве, которая формирует международные цепи поставок косвенного влияния.
Международные корпоративные цепи поставок объединяют стадии производства, сбыта и транспортировки под одним владельцем – международной корпорацией. Такие системы широко применяются компаниями, которые стремятся усилить контроль за каналами распределения, цепями поставок и способствуют реализации единой маркетинговой программы для всех участников сбытовой цепочки.
Международные договорные цепи поставок состоят из независимых организаций, которые связаны друг с другом договорными отношениями. Условия заключенных договоров ограничивают контроль участников цепи поставок. Такие цепи поставок могут проектироваться по трем основным путям. Во-первых, как добровольное объединение под эгидой предприятий оптовой торговли. Во-вторых, как кооперативное объединение предприятий розничной торговли. В-третьих, как объединение на основе франшизы (соглашения о передачи права на использование бренда).
Предотвращение конфликтов при построении международной цепи поставок
Основными параметрами проектирования международной цепи поставок интегрированной системы являются длина (количество уровней) и широта (количество однотипных предприятий в пределах одной цепи поставок). Несмотря на то, что эта система функционирует как единое целое, указанные параметры могут быть различными.
Необходимо учитывать интересы участников для устранения как горизонтальных противоречий (т.е. между участниками одного уровня), так и вертикальных конфликтов (т.е. между различными уровнями каналов) между участниками цепей поставок. Однако это ведет к повышению сложности проектирования цепей поставок, в том числе, на международном уровне.
Когда при равных условиях нерезидентом является предприятие торговли, для устранения противоречий между участниками цепи поставок международный логистический провайдер осуществляет поиск местных производителей для налаживания сотрудничества с ними. Однако, наиболее проблемной в деятельности на международных рынках является звено «производственное предприятие – торговое предприятие», где чаще всего обостряются конфликты, связанные как со спецификой ведения бизнеса в определенной стране, так и с общераспространенными причинами возникновения различных проблем системы поставок.
Если нерезидент является предприятием оптовой торговли, то в этом случае могут возникнуть также горизонтальные конфликты при реализации одного и того же товара производителя на одном и том же географическом рынке или при выходе дилера за пределы своей территории, или же усилении его присутствия на других территориях. При сотрудничестве с предприятиями розничной торговли конфликты в рамках цепи поставок могут обостриться из-за проблемы перераспределения доходов в пределах цепи поставок, систематической и длительной отсрочки платежа за поставленный товар и т.п.
В настоящее время наиболее эффективный способ решения проблем, возникающих при проектировании цепей поставок между участниками каналов распределения, заключается в участии всех предприятий из цепи поставок в интенсивном информационном обмене, что снижает вероятность потери значительного объема информации, повышает уровень доверия и сотрудничества между участниками. Данная форма взаимодействия может быть реализована через обмен персоналом, совместное участие в отраслевых объединениях, кооптацию.