Логистический процесс - это последовательность выполнения операций, которая организована во времени и пространстве и подчинена достижению целей хозяйственной системы с применением принципов и методов логистики.
Понятие и сущность логистического процесса
Логистика рассматривает движение потоков, а также создание и поддержание запасов. Перечисленные явления инициируют и обеспечивают операции и процессы. Эти операции и их последовательные совокупности в виде процессов являются управляемыми и имеют сходную природу, связанную с логистикой. Поэтому они выделяются в категорию логистических процессов.
Логистическим процессом называют организованную последовательность операций (действий) по применению методов и соблюдению принципов логистики ради достижения определенных экономических целей. Логистическим процессам свойственны управляемость, нацеленность на результат, пространственно-временная организация. В качестве примеров логистических процессов можно привести процесс снабжения фирмы материалами и сырьем, процесс транспортировки груза, процесс физического распределения изготовленных товаров.
На данный момент составлено большое число классификаций. В качестве признаков классификации выступали состав объектов потока, характер развития, экономический признак, воспроизводственный признак и др. Однако наибольшее значение имеет классификация логистических проектов, которая составлена на основе такого признака, как назначение и роль в логистике, т.е. по содержанию. С этой точки зрения вся совокупность логистических процессов подразделяется на следующие процессы:
- Коммерческие процессы - возмездный обмен товарами, работами, услугами, информацией;
- Маркетинговые процессы - подготовка к выполнению коммерческих процессов;
- Технологические процессы - обеспечение перемещения в пространстве и во времени объектов, из которых состоят потоки;
- Управленческие процессы - оказание управленческих воздействий на управляемые объекты (в том числе, потоки ресурсов).
Представленная классификация логистических процессов является универсальной и может использоваться предприятиями, специализирующимися на ведение хозяйственной деятельности в разных сферах экономики. Отсюда можно сделать вывод, что основные положения планирования и организации логистического процесса схожи, имеют одинаковую основу и могут быть применимы организациями различных сфер деятельности.
Планирование логистического процесса
Управление логистическим процессом предприятия заключается в выполнении в его отношении ряда функций. Одной из ключевых и первоочередных в выполнении является функция планирования.
Планирования логистического процесса в организации представляет собой систематический процесс поиска предприятием возможностей, чтобы совершать действия и прогнозировать их последствия. Помимо этого, в рамках работ по планированию разрабатывают логистические проекты, формируют управленческие решения, организуют конкретные мероприятия, устанавливают сроки их выполнения для достижения поставленных целей в будущем.
Планирование логистических и других процессов на предприятии рекомендуется осуществлять в форме системы. Для этого необходимо выполнить ряд принципов-требований:
- Документационное обеспечение выполнения логистических процессов;
- Стандартизация процессов составления документов;
- Соблюдение организационного режима выполнения логистических процессов;
- Согласование (интеграция и координация) планов выполнения логистических процессов;
- Точное, полное, непрерывное планирование логистических процессов.
Планирование логистических процессов классифицируется на основе соответствующих классификаций самих логистических процессов. В данном случае чаще всего в качестве классификационных признаков выступают сроки планирования (долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное), функциональные области (процессы продаж, закупок, производства и др.), степень детализации принимаемых решений (стратегическое, тактическое, оперативное).
Разработка планов выполнения логистических процессов в организации предусматривает использование специальных методов: переговоры, корректировка, экспертные системы, графические методы, математические модели, имитационное моделирование и др. Результаты выполнения планов должны контролироваться. Это означает необходимость постоянного сбора, информации, ее обработки и анализа, принятия в соответствии с результатами анализа корректирующих мер.
Организация логистического процесса
Организация логистического процесса является неотъемлемой составной частью хозяйственной деятельности предприятия. В процессе организации достигается объединение элементарных потоков и создаются условия для эффективного функционирования логистической системы предприятия.
Без организации логистических процессов становится практически невозможным управление материальными и сопутствующими потоками. Организация заключается в обеспечении ритмичного выполнения поставок, в выборе оптимальной системы транспортировки материалов и других проявлениях организационного характера.
В ходе организации логистических процессов на предприятии осуществляется распределение логистических функций между различными структурными подразделениями. Кроме того, оно устанавливает хозяйственные связи с партнерами, формируется механизм межорганизационный координации.
Традиционно выделяют два направления организации логистических процессов предприятия. Первое более распространенное направление заключается в ориентации на рынок (речь идет про реализацию поставок клиентам и сфере координации продаж). Второе менее распространенное направление заключается в ориентации на логистический канал (речь идет про тесную координацию логистической деятельности с клиентами, дистрибьюторами, поставщиками).