Строительный груз - это объект, который предназначен для использования в процессе возведения зданий, строений и сооружений и подлежит доставке до места использования.
Описание строительных грузов
Важнейшей отраслью экономики до сих пор остается строительство. Оно представляет собой деятельность по созданию (возведению), реконструкции, вводу в эксплуатацию зданий, строений и сооружений.
Условием осуществления строительства считается применение материальных элементов —материалов, полуфабрикатов и изделий, предназначенных для использования в строительных целях. Перед тем, как применить материальные элементы, их нужно переместить от мест изготовления (или подготовки) к местам использования. В строительном деле доставляемые материальные элементы получили название строительных грузов.
Перевозка строительных грузов представляет собой комплексный процесс, который включает в свой состав действия по погрузке, транспортировке, разгрузке и складированию. Затраты, связанные с осуществлением этого процесса, составляют около 25 % стоимости строительства, а трудоемкость может доходить до 40 % общей трудоемкости.
Поскольку затраты, связанные с перевозкой строительных грузов, занимают значительную долю в себестоимости строительства, необходимо планировать и осуществлять оптимальные перевозки строительных грузов. Эта задача предполагает определение оптимального объема перевозки, маршрутизацию перевозки (т. е. составление ее оптимального маршрута), выбор вида транспорта и соответствующего транспортного средства.
Разновидности строительных грузов
Методы и средства транспортировки, погрузки и разгрузки строительных грузов по большей части определяются их физическими характеристиками и геометрическими параметрами. На основе данных критериев принято выделять следующие разновидности строительных грузов:
- сыпучие строительные грузы: песок, грунты, гравий, щебень, строительный мусор;
- порошкообразные строительные грузы: цемент, известь, гипс, мел;
- тестообразные строительные грузы: бетонная смесь, раствор, известковое тесто;
- жидкие строительные грузы: вода, растворители, горюче-смазочные материалы (бензин, керосин, масла и прочие);
- мелкоштучные строительные грузы: кирпич, мелкие блоки, бутовый камень, плиточный асфальт, бидоны с краской;
- штучные строительные грузы: фундаментные блоки, стеклопакеты, железобетонные панели и плиты;
- длинномерные строительные грузы: колонны из различных материалов, трубы, лесоматериалы;
- крупнообъемные строительные грузы: резервуары, санитарно-технические кабины, блок-комнаты, блоки лифтовых шахт, крупногабаритные контейнеры;
- тяжеловесные строительные грузы: железобетонные элементы, технологическое оборудование, строительные машины, которые для доставки на строительную площадку требуют использования транспортных средств.
Транспорт для перевозки строительных грузов
Перевозка строительных грузов может быть осуществлена как вертикальным, так и горизонтальным транспортом. Вертикальный транспорт используется для совершения, во-первых, погрузочных работ на предприятиях, которые занимаются поставками строительных конструкций, во-вторых, разгрузочных работ при приемке материалов и изделий, которые поступили на строительную площадку, в-третьих, перемещения строительных грузов по вертикали с земли к месту производства работ. Горизонтальный транспорт предназначен для перевозки строительных грузов от места их получения до объектов строительства и непосредственно на самих объектах (в случае возведения не отдельного здания, а целого строительного комплекса).
Горизонтальный транспорт, в свою очередь, по отношению к строительной площадке делится на внешний и объектный. Внешний транспорт обеспечивает доставку строительных грузов (конструкций, материалов, оборудования) на строительную площадку с заводов-поставщиков, карьеров, центральных складов, а также со своих производственных подразделений к строящимся объектам. Объектный транспорт используется для транспортировки строительных грузов в пределах строительной площадки.
Для перевозки строительных грузов в той или иной степени привлекают все виды современного транспорта:
- Автомобильный транспорт - скоростной и высокоманевренный вид транспорта, которым осуществляется подавляющее большинство (около 80% общего числа) перевозок строительных грузов.
- Тракторный транспорт - используется по большей части для перевозки тяжеловесных строительных грузов по плохим дорогам и в условиях бездорожья.
- Железнодорожный транспорт - относится к категории внешнего транспорта, который осуществляет перевозки строительных грузов на большие расстояния.
- Водный транспорт - наиболее дешевый вид транспорта, недостатком которого является сезонность использования.
- Воздушный транспорт - позволяет доставить строительный груз в труднодоступные места.
- Специальный транспорт (например, трубопроводный транспорт, подвесные канатные дороги, гидротранспорт, пневмотранспорт, транспорт с помощью звеньевых ленточных транспортеров и др.) - к нему, как правило, обращаются в случае необходимости транспортировки строительных грузов при сильно пересеченной местности и при наличии водных преград.
Специальным видом транспорта также являются транспортные средства технологического назначения, которые играют существенную роль в современном строительстве. Они характеризуются сочетанием процессов транспортировки строительного груза и его технологической переработки.
В качестве примеров транспортных средств технологического назначения можно привести автобетоносмесители, автобетононасосы, автобетоновозы. В экспертном сообществе этот вид транспорта считается перспективным.