Контейнерный груз - это материальный объект, который подлежит перевозке из пункта отправления в пункт назначения посредством транспортных средств в такой универсальной емкости как контейнер.
Общие вопросы моделирования цепи доставки груза
Организация доставки контейнерного груза предполагает выполнение со стороны грузовладельца и перевозчика большого количества работ предварительного характера. Одна из таких работ заключается в моделировании логистической цепи доставки контейнерного груза, т. е. создании модели - упрощенного схематичного представления наиболее важных аспектов.
Моделирование логистической цепи доставки контейнерного груза дает возможность перевозчику использовать ресурсы (прежде всего, финансовые и временные) наиболее эффективным для него образом. Следовательно, перед началом непосредственного перевозочного процесса необходимо создать модель логистической цепи доставки.
Прежде всего, моделирование логистической цепи доставки контейнерного груза должно начаться с построения маршрута, которым груз должен следовать. По сути это означает последовательное перечисление тех пунктов (как правило, населенных), где планируется начала движение, обязательные остановки (если такие предполагаются) и окончание движения.
После того, как географическая последовательность логистической цепи для перевозки контейнерного груза будет построена, разработчикам модели будет доступно несколько вариантов преодоления данного маршрута. Варианты обычно отличаются тем, каким видом транспорта пользоваться, на каком участке маршрута, полагаются на собственные силы или привлекают сторонние организации (логистических посредников) и т. д.
Поскольку мы имеем дело с контейнерными грузами, то необходимо указать на тот факт, что контейнер является стандартизированной многооборотной тарой. Она может быть транспортирована посредством любого вида транспорта, причем контейнер изначально приспособлен для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое. Стандартизация контейнеров имеет большое значение с точки зрения организации и осуществления международных перевозок грузов.
На данном этапе моделирования следует построить сетевой график для доставки контейнерного груза. Для его построения нужно определить всевозможные работы, которые должны быть выполнены в процессе доставки груза в контейнере.
Сетевой график имеет, во-первых, вид схемы, во-вторых, табличную форму, в которой строки соответствуют возможным работам, а по столбцам расписаны их характеристики - содержание, последовательный номер, стоимость выполнения и количество дней на выполнение. Таким образом, можно для каждого варианта маршрута определить свою стоимость и требуемое время.
Следовательно, перед организатором и исполнителем доставки контейнерного груза встанет дилемма - какой вариант доставки признать в качестве оптимального. Причина кроется в наличии двух критериев для выбора - стоимости и времени доставки. Скорее всего, будет выявлено два варианта: один - с самой дешевой доставкой груза, другой - с самой быстрой доставкой груза.
Критерии выбора оптимального варианта доставки груза
Если у задействованного хозяйствующего субъекта имеется однозначная приоритетность какого-либо одного параметра, не смотря на другой, то эта ситуация разрешается легко. Однако в большинстве случаев у транспортно-экспедиторских компаний основополагающими критериями для выполнения заказа являются сразу оба критерия – и стоимость выполнения услуги, и время, требуемое для ее выполнения. В связи с этим в расчете выбора маршрута лучше использовать представленные в специальной литературе критерии принятия решения в условиях неопределенности.
Чтобы найти значения этих критериев, нужно привести все значения таблицы к относительным величинам. Делается это путем деления всех значений каждого столбца на минимальное значение столбца.
- Для начала, каждый маршрут просчитывают через критерий Лапласа, который основывается на том, что все состояния природы равновероятны. Для каждого маршрута просчитывается среднее значение затрат, из которого выбирается наименьшее значение, являющееся в данном случае наиболее выгодным.
- Следующий критерий – критерий Вальда, который действует по принципу наибольшей осторожности, поскольку ориентируется на неблагоприятные состояния природы. Так, в строке каждого маршрута выбирается наибольший показатель, затем, из списка выбранных показателей выбирается маршрут с наименьшим значением (так называемый, критерий минимакса).
- Третий критерий, который может быть использован для принятия решений – это критерий Сэвиджа, который ориентирован на минимизацию риска. Это значит, что из наибольших значений риска по каждому маршруту выбирается маршрут с наименьшим значением.
- Четвертым критерием для принятия решения по рассматриваемому вопросу является критерий Гурвица, который учитывает вероятность как наилучшего, так и наихудшего случая. Из полученных вычислений выбирается наименьшее значение потерь.
Результаты вычислений по всем четырем критериям сводят в единую таблицу. По результатам расчетов оптимальным маршрутом является маршрут с минимальным значением по каждому критерию. Нередко бывает так, что по всем критериям оптимальным маршрутом является какой-то один маршрут, который даже не является ни самым дешевым, ни самым быстрым.
Таким образом, в результате моделирования логистической цепи доставки контейнерного груза грузоотправители и перевозчики получают объективное представление о параметрах оптимальной доставки, а именно - о маршруте, о стоимости и о сроках доставки. Следовательно, груз, который размещен в контейнере, может быть транспортирован до пункта назначения с наименьшими ресурсными затратами.