Мультимодальная перевозка – это перевозка, организатор которой несет ответственность за груз на всем пути следования, независимо от количества участвующих видов транспорта, на основании единого перевозочного документа.
Общее представление о мультимодальной перевозке
Национальная транспортная система может быть модернизирована, помимо прочего, за счет обеспечения скоординированной работы всех видов транспорта. Указанная задача эффективно решается в рамках мультимодальных транспортных узлов (транспортно-логистических центров), главным элементом которых является мультимодальная перевозка.
Мультимодальная перевозка представляет собой способ транспортировки груза, который предусматривает оформление единого перевозочного документа, деятельность одного ответственного лица (организатора), но в то же время - возможность использования нескольких видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской, речной). Условием обеспечения мультимодальности перевозки является включение в перевозочный процесс всего комплекса мероприятий по перегрузке, складированию, страхованию, обеспечению сохранности грузов, информационному сопровождению грузовых перевозок и пр.
Мультимодальные перевозки имеют ряд преимуществ перед перевозками других видов. Обобщая их, можно сформировать следующий перечень эффектов:
- оптимизация использования транспортных средств и объектов инфраструктуры за счет комплексного использования различных видов транспорта;
- повышение эффективности контроля за прохождением грузов и обеспечением их сохранности;
- применение новых транспортных технологий;
- создание благоприятных условий для развития, конкуренции между отечественными и иностранными перевозчиками;
- сокращение сроков доставки грузов, снижение транспортных, складских, погрузочно-разгрузочных расходов за счет работы по схеме «от двери до двери».
Большинство международных перевозок сегодня по своему характеру являются мультимодальными. Этот вид перевозок нуждается в координации действий всех участников транспортной цепочки, которая должна быть обеспечена транспортно-экспедиторской компанией в отношении своих клиентов. На всю транспортировку выдается единый документ.
Инфраструктура мультимодальных перевозок и ее проектирование
Мультимодальная система грузовых перевозок функционирует на основе следующих принципов:
- применение единообразного коммерческо-правового режима;
- решение финансово-экономических аспектов функционирования мультимодальной системы через комплексный подход;
- использование систем электронного обмена данными, которые обеспечивают связь, передачу информации, наблюдение за передвижением груза;
- организационно-технологическое единство всех звеньев транспортной цепи, а также обеспечение единой формы их взаимодействия и координации;
- кооперация всех участников транспортной системы;
- комплексное развитие инфраструктуры всех видов транспорта.
Соблюдение указанных принципов является одним из главных условий успешной организации мультимодальной перевозки грузов, в том числе, проектирования ее инфраструктуры. Речь идет про совокупность объектов, которые всесторонне обеспечивают осуществление перевозочного процесса.
При мультимодальных перевозках обычно наибольшее внимание уделяется развитию инфраструктуры перевозчиков. В частности, для логистической транспортной системы важны терминалы, так как ее эффективность и возможность ее функционирования (в силу разницы по скорости доставки и по мощности грузопотоков) определяются наличием мест в транспортной системе, а также функциями терминалов, которые обеспечивают обработку материальных потоков. В основе комплексного развития транспортной инфраструктуры лежит стандартизация комплектов грузов, транспортных средств, погрузочно-разгрузочного оборудования.
Объектами проектирования инфраструктуры мультимодальных перевозок являются:
- Терминал – это система сооружений, в которых размещено современное технологическое оборудование, позволяющее выполнять необходимые действия в процессе транспортирования и распределения.
- Склад – это совокупность производственных зданий, инженерных сооружений, специальных машин и оборудования, средств вычислительной техники, автоматизированных (информационных) систем управления, которая предназначена и эксплуатируется для приемки, размещения и хранения материальных объектов, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному снабжению ими потребителей.
- Транспортно-грузовые комплексы - это транспортно-грузовые системы, которые обеспечивают перегрузку грузов из одного вида транспорта в другой, выполнение складских работ и временное хранение грузов.
Сущность проектирования инфраструктуры мультимодальных перевозок заключается, прежде всего, в определении предполагаемого местонахождения каждого инфраструктурного объекта. Исходя из ожидаемого грузопотока, определяются параметры объектов - высота (этажность), площадь, форма участка, зонирование и т. д. Должны быть учтены особенности каждого вида транспорта - ширина колеи железной дороги, материал асфальтового покрытия, доступность к водным объектам и т. п.
Проекты инфраструктурных объектов, которые планируется возвести ради обеспечения реализации мультимодальных перевозок, должны быть разработаны в соответствии с генеральными планами развития местности, которые, как правило, принимаются на муниципальном (городском или районном) уровне. Это говорит о том, что в большинстве случаев необходимо предусмотреть возможность использования данных объектов еще в качестве гражданской (социальной) инфраструктуры.