Автобус - это автомобиль, который кроме водительского сидения оснащен более чем восемью пассажирских сидений и предназначен для осуществления перевозок пассажиров.
Основные показатели и измерители работы автобусов
Значительная часть автомобильных пассажирских перевозок осуществляется посредством автобусов. Их отличительным признаком является наличие в кузове транспортного средства, как минимум, восьми сидений, которые предназначены для пассажиров. Если число этих сидений меньше, то транспортное средство не может быть признанно автобусом.
На этапах планирования и оценки деятельности автобусов используется система специальных показателей и измерителей работы транспортных средств. Они представлены как количественными, так и качественными показателями, которые позволяют охарактеризовать уровень производительности транспортных средств и использование производственных фондов.
- К количественным показателям и измерителям работы автобусов относятся: объем пассажирских перевозок, пассажирооборот, валовой доход по оплате стоимости проезда.
- К качественным показателям и измерителям работы автобусов относятся: коэффициенты технической готовности, выпуска на линию и использования пробега, а также скорость движения автобуса и продолжительность его работы на линии.
Объем пассажирских перевозок и валовой доход по оплате стоимости проезда определить можно достаточно легко механическим способом - фиксацией и суммированием пассажиров и поступлений денежных средств. Пассажирооборот, в свою очередь, определяется в результате произведения количества перевезенных пассажиров на среднее расстояние поездки.
Результаты изучения изменений пассажирооборота с учетом времени изменений и протяженности маршрута позволяет установить факторы, которые оказывают существенное влияние на формирование пассажиропотока как по всей транспортной сети, так и по каждому маршруту в отдельности. В то же время пассажирооборот вместе с объемом пассажирских перевозок отражает эффективность использования автобусов.
Помимо того производят расчет качественных показателей работы автобусов.
Для того чтобы получить значение коэффициента технической готовности, необходимо количество исправных автобусов поделить на общее (так называемое, списочное) количество автобусов. Коэффициент выпуска на линию определяется в результате деления того количества автобусов, которое в данный момент находится в наряде, на общее списочное количество автобусов. А поделив пробег автобуса по маршруту на его общий пробег, находят значение коэффициента использования пробега.
Время нахождения в наряде равно отношению общего количества отработанных часов к общему количеству автобусов, которые работали за последние сутки. При этом конкретная продолжительность работы каждого автобуса в отдельности в данном случае не имеет значения.
Для того чтобы найти скорость движения автобуса, нужно его общий пробег поделить на то время, за которое этот пробег был выполнен автобусом. Кроме того, выделяют еще две самостоятельные разновидности скорости. Во-первых, техническая скорость, которая равна отношению общего пробега автобуса ко времени его нахождения в движении. Во-вторых, эксплуатационная скорость, которая равна отношению общего пробега автобуса ко времени его движения вместе с простоем на остановках и перед перекрестками, но без учета времени, потраченного автобусом на простой на начальном и конечном пунктах маршрута.
Основные показатели и измерители работы легковых такси
Помимо автобусов, на рынке пассажирских перевозок присутствуют такие игроки, как легковые такси. Они представляют собой легковые автомобили, которые осуществляют перевозку небольшого количества пассажиров (обычно от одного до пяти) по заявленным им начальным и конечным пунктам. Легковым такси обычно пользуются либо более состоятельные люди, либо люди, которым нужно срочно добраться до некоторого места нераспространенным путем.
Работа легковых такси и ее эффективность могут быть охарактеризованы благодаря системе эксплуатационных показателей и измерителей. Их совокупность подразделяется на две группы:
- Показатели численности подвижного состава и продолжительности его работы на линии.
- Показатели производительности легковых такси, которые определяют их доходы за 1 час работы.
Сначала важно определить общий пробег легковых такси, который равен сумме платного пробега (т. е. оплаченного пассажиром), холостого пробега (т. е. неоплаченного или осуществленного без пассажира) и нулевого пробега (т. е. соответствующего пробегу от парка до первой посадки пассажира и обратно). Платный пробег легкового такси, в свою очередь, определяется путем сложения пробега с пассажирами и оплаченного пробега без пассажиров, к месту подачи по вызову.
Посредством деления пробега с пассажирами на общий пробег определяется коэффициент использования пробега. Посредством деления платного пробега на общий пробег определяется коэффициент платного пробега легкового такси.
Кроме того, рассчитывают такие показатели, как время пребывания легкового такси на линии, время его полезного использования, коэффициент использования линейного времени легкового такси, средняя продолжительность одной поездки пассажира, коэффициент часовой эффективности использования легкового такси, средняя дальность поездки с пассажирами легкового такси, техническая и эксплуатационная скорости движения легкового такси.
Таким образом, работа автобусов и легкового такси подается оценке и характеристике при помощи специальных показателей и измерителей. Их использование обуславливается конкретными условиями функционирования подвижного состава, однако их расчёт осуществляется по единому порядку.