Логистика снабжения - это раздел логистики, в котором решаются вопросы, связанные со своевременным обеспечением хозяйствующих субъектов необходимым количеством требуемых материальных ресурсов, а также с управлением финансовыми и информационными потоками.
Основы управления качеством в логистике снабжения
Любое предприятие для того, чтобы успешно вести хозяйственную деятельность, должно приобрести определенные товары, сырье, материалы и услуги. Решение вопросов в данной сфере составляет предмет логистики снабжения.
Важным аспектом логистики снабжения является обеспечение необходимого качества закупаемых товаров, сырья, материалов, услуг. В случае неуспешного решения данной задачи произойдет рост логистических издержек, снижение спроса на готовую продукцию, уменьшение ее конкурентоспособности.
И теория, и практика менеджмента качества на настоящий момент утверждают, что предприятие должно понести базовые затраты на обеспечение качества продукции путем создания системы управления качеством, предназначенной для предупреждения появления брака. Причем данные затраты в конечном итоге всегда оказываются намного ниже затрат, связанных с исправлением брака. Такое позиционирование проблемы управления качеством в функционировании предприятия требует и соответствующего внимания к качеству в логистике снабжения.
Логистика снабжения на предприятии отвечает за формирование входных потоков в организацию. В то же время она должна решить три задачи, которые связаны с качеством готовой продукции:
- Принимать участие в формировании качества готовой продукции на стадиях ее разработки и планирования.
- Создавать условия для постоянного повышения качества закупки.
- Обеспечить качество собственно процесса снабжения предприятия путем внедрения в данный процесс требований о соблюдении принципов качества.
Управление взаимоотношениями с поставщиками продукции
Качество готовой продукции может формироваться на стадиях ее разработки и планирования благодаря установлению и поддержанию в активном состоянии интегрированного взаимодействия с постоянными поставщиками-партнерами. В данном случае основная рекомендация заключается в том, чтобы вовлечь поставщиков в процессы проектирования и разработки новых изделий или при развитии модельных рядов.
Подобное участие поставщиков-партнеров способствует тому, что этап подготовки базы материально-технического снабжения для производства новых изделий, этап их разработки (проектирования) и этап снижения затрат на разработку технологии реализовывались бы параллельно. Тогда поставщики будут вынуждены изменить комплектующие изделия, которые они поставляют, под новые функциональные, эксплуатационные и другие характеристики.
Отсюда можно сделать вывод о признании поставщиков в качестве соразработчиков спецификации продукции, которые принимают на себя ответственность перед конечным потребителем за качество проектируемых комплектующих. Кроме того, юридическое оформление такого взаимодействия поставщика и потребителя приводит к повышению заинтересованности поставщика и его ответственности за удовлетворение заявленных потребностей конечного потребителя.
Деятельность по привлечению поставщиков и специалистов по закупкам к разработке готовой продукции в основном представлена следующими четырьмя сферами:
- Управление разработкой нового продукцией: приобретение технологии и передача функций по ее разработке станут возможными в условиях повышения уровня доступности и стабильности, а также снижения уровня зависимости.
- Управление взаимодействием с поставщиками: при разработке готовой продукции могут быть использованы результаты постоянных активных исследований, направленных на идентификацию поставщиков и их технологий.
- Управление проектом, включая его проектирование и реализацию: привлечение к управлению проектом участников со стороны, координация их деятельности, организация коммуникаций с привлеченными поставщиками.
- Управление продукцией: прямое участие в разработке спецификации новой продукции.
Организация повышения качества закупки
Задача обеспечения и постоянного повышения качества закупки является центральной для управления качеством формирования входного потока предприятия. Данный тезис подтверждается результатами исследований, согласно которым у многих компаний около половины всех проблем, связанных с качеством, возникают из-за некачественных товаров и услуг, полученных от поставщиков.
Понятие качества закупки можно назвать комплексным, поскольку в его состав входят следующие элементы:
- собственно качество поставленных товарно-материальных ценностей или услуг;
- качество сопроводительной документации;
- выполнение всех параметров заказа (таких как срок, номенклатура, количество, соответствие тары и упаковки и т.п.).
Такой подход к качеству закупки вынуждает предприятие соответствующим образом выбирать поставщиков, постоянно и системно контролировать и оценивать работу поставщиков по указанным параметрам закупки для того, что усовершенствовать работу поставщиков или их базы. Для организации этой работы нужно разработать и принять детальные регламенты контрольных и оценочных процессов и отразить их в соответствующих стандартах предприятия.
Для того чтобы повысить качество закупки, нужно сформировать требования к данному виду деятельности и, в частности, к процессу выбора поставщика. В этом случае важным является требование закупки сертифицированных и стандартизованных товарно-материальных ценностей. Задача повышения уровня этих ценностей тоже существенно влияет на повышение качества закупки в рамках организации управления качеством в логистике снабжения.