Строительный груз - это материальный объект, который предназначен для использования в процессе возведения зданий, сооружений, помещений и требует перемещения в пространстве при помощи транспорта.
Определение и группы строительных грузов
Строительство является важной отраслью народного хозяйства, которая оказывает большой мультипликативный эффект. При этом значимым фактором быстрого и качественного выполнения строительных работ является своевременная доставка строительных грузов к объектам строительства. По общему правилу строительными грузами признаются технологическое оборудование, различные детали, материалы, конструкции, а также грузы, которые возникают в процессе самого строительства (например, грунт, строительный мусор и т. д.).
В отношении различных строительных грузов могут по-разному организованы процессы их погрузки и выгрузки. На основании данного критерия принято выделять следующие группы строительных грузов:
- штучные грузы: лес, трубы, металл, конструкции (деревянные, металлические, сборные железобетонные), технологическое оборудование, чья единичная масса превышает 50 килограмм;
- мелкоштучные, тарноштучные и упаковочные грузы, чья единичная масса не превышает 50 килограмм;
- сыпучие материалы: песок, растительная земля, гравий, грунт, асфальтобетонная масса, сухие смеси, гипс, цемент, камень, керамзит и другие грузы;
- вяжущие материалы: битум, товарный бетон, раствор, известковое молоко и др.
Структура перевозок строительных грузов
Структурное наполнение перевозок строительных грузов определяется, прежде всего, функциональным направлением строительства. Но несмотря на это обстоятельство, сейчас в общем доступе нет каких-либо статистических данных о структуре перевозимых строительных грузов в разрезе отдельных функциональных направлений строительства.
На данный момент можно зафиксировать следующую структуру номенклатуры строительных грузов:
- Грунт (31-38 %).
- Инертные материалы (до 25 %).
- Бетон-раствор (до 22 %).
- Железобетонные изделия (до 16 %).
- Кирпич (1,2-6,9 %).
- Остальная многочисленная номенклатура строительных грузов (материалы, оборудование и др.) - 13,3-24 %.
Как показывает практика, структура перевозимых грузов подвергается изменениям в связи с появлением новых строительных материалов и конструкций. В частности, для сегодняшнего дня характерно увеличение объемов перевозок железобетонных изделий и уменьшение объемов перевозок кирпича и ряда других строительных грузов.
Особенности организации перевозки строительных грузов
Во время организации перевозки строительных грузов необходимо учитывать их такую характерную особенность, как преимущественное применения специализированного подвижного состава. Он занимает большой удельный вес в общем объеме перевозок строительных грузов, а именно – 74 %. Оставшиеся 26 % распределяются между автопоездами общего назначения (15 %) и бортовыми автомобилями (11 %). В числе специализированного подвижного состава, в свою очередь, основную часть занимают автомобили-самосвалы.
Другие отличительные черты перевозочного процесса, связанного со строительными грузами, звучат следующим образом:
- строительные грузы относятся к категории массовых грузов;
- направление потоков строительных грузов по большей части является односторонним;
- определяющими факторами для структуры потоков строительных грузов являются период производства строительных работ и тип строительства;
- строительный груз обычно перевозится на относительно небольшие расстояния;
- продолжительность и трудоемкость транспортного цикла совпадает с циклом перевозки.
Строительство само по себе является транспортоемкой отраслью. Как показывают результаты статистических исследований, выполнение строительно-монтажных работ на сумму в 1 миллион рублей сопровождается выполнением перевозок от 200 до 430 тысяч тонн строительных грузов. Для сравнения, в легкой промышленности аналогичный показатель равен 4 тысячи тонн, в химической промышленности - 6,1 тысяч тонн, в машиностроении - 11,4 тысяч тонн и т. д.
Транспортировка большого объема строительных материалов обуславливает привлечение большой численности транспортных рабочих (работников автотранспортных предприятий). Кроме них в процессе перевозки принимает участие большое количество рабочих, которые заняты выполнением погрузочно-разгрузочных работ. Как правило, на выполнение транспортных, погрузочных и складских работ приходится больше половины всего труда, который затрачивается в строительстве.
Метод организации перевозок строительных грузов
Основная задача организации перевозок строительных грузов заключается в своевременной доставке необходимых материалов и конструкций в целости и сохранности на строительный объект с минимальными затратами на их перевозку. Необходимость решения этой задачи привел к разработке и внедрению эффективного метода организации строительных работ – «монтаж с колес».
Ранее элементы зданий, которые доставлялись на строительную площадку, разгружаются с подвижного состава на приобъектный склад. Сейчас же в соответствии с методом «монтаж с колес» доставленные элементы зданий сразу подаются на этаж монтируемого строительного сооружения. Данный метод уже не раз на практике продемонстрировал свою высокую экономическую эффективность.
Стоит отметить, что при этом методе несколько повышается себестоимость перевозки из-за увеличения времени простоя подвижного состава под разгрузкой. Однако это повышение ликвидируется за счет применения автомобилей-тягачей со сменными полуприцепами.
Таким образом, особенности строительных грузов, связанные с их свойствами и аспектами практического использования, существенным образом сказываются на решении вопросов, касающихся организации их перевозки.