Логистический сервис - это деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на наиболее эффективное обеспечение запросов потребителей путем подготовки продукции к продаже, ее реализации и послепродажного обслуживания.
Характеристика транспортной компании
Транспортная компания представляет собой коммерческую организацию, деятельность которой ориентируется на систематическое извлечение прибыли в результате оказания гражданам и организациям транспортных услуг. Суть этих услуг состоит в том, что транспортная компания имеет в распоряжении транспортное средство, водителя для его управления, грузчиков для его загрузки (в некоторых случаях). Они все могут быть задействованы для перевозки пассажиров, багажа, грузов.
Выделяют две основные группы транспортных компаний - пассажирские транспортные компании и компании-грузоперевозчики. Первая группа компаний осуществляет перевозку физических лиц, причем как в индивидуальной форме (например, такси), так и в общественной, общедоступной форме (например, метро). Вторая группа компаний занимается обслуживанием, прежде всего, организаций, которым требуется перевезти купленные ресурсы или проданную продукцию.
Транспортные компании имеют важное значение для успешного функционирования современной экономической системы. Они способствуют быстрому и безопасному движению всевозможных логистических потоков (прежде всего, материальных и трудовых), что укрепляет хозяйственные связи на протяжении всей цепочки поставок. Чем больше развита транспортная сфера и компании как ее представители, тем больший потенциал присущ экономике.
Описание логистического сервиса
С процессом распределения готовой продукции в экономике неразрывно связан такой вид активности, как логистический сервис. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных услуг, которые продавец оказывает покупателю в процессе реализации собственной продукции (товара, работы, услуги).
К настоящему времени сложилось два основных подхода к пониманию логистического сервиса. В соответствии с широкой трактовкой логистический сервис включает в себя все виды логистических операций (транспортные, складские, экспедиторские и другие услуги). Узкая трактовка логистического сервиса указывает на те услуги, которые оказываются в связи с подготовкой товара к продаже, реализацией и послепродажным обслуживанием.
В настоящее время логистический сервис может осуществляться на всех этапах процесса воспроизводства:
- в сфере производства на микроуровне логистический сервис осуществляется в рамках отдельного предприятия;
- в сферах распределения и обмена логистический сервис выполняет сразу большое количество разнообразных функций (речь идет про транспортные, складские, экспедиторские, информационные, финансово-кредитные и другие услуги);
- в сфере потребления (как производственного, так и непроизводственного) логистический сервис подразумевает послепродажное обслуживание - гарантийное и послегарантийное.
Логистический сервис представлен большим количеством услуг, которые оказываются по разным направлениям. В связи с этим справедливо говорить о существовании сервиса потребительского спроса, производственного сервиса, сервиса послепродажного обслуживания, сервиса информационного обслуживания, финансово-кредитного сервиса.
Перечисленные виды логистического сервиса предопределяют сервисную стратегию любой компании, которая оказывает услуги. Она оказывается вынуждена создать систему логистического сервиса, чтобы эффективно удовлетворять потребности своих клиентов.
Особенности логистического сервиса в транспортной компании
Основу логистического сервиса в транспортной компании составляет сервис потребительского спроса. Компания должна сделать все, чтобы клиенты (пассажиры или грузовладельцы) были довольны сроками транспортировки, высоким уровнем безопасности, удобством (чистотой, комфортом, вежливостью и т. п.), выполнением работ по погрузке-разгрузке / посадке-высадке и т. д.
В рамках производственного сервиса деятельность транспортной компании связана с эффективным использованием транспортных средств и их составляющих, с выявлением всех их возможностей для эксплуатации. В частности, зачастую проводят испытания транспортных средств, их технический осмотр и ремонт, в случае необходимости - выполняют работы по монтажу и наладке. Еще осуществляют обучение персонала - водителей, грузчиков, кондукторов, диспетчеров и др.
В условиях современной экономики большое значение приобрел сервис информационного обслуживания. Транспортные компании пытаются довести до потенциальных клиентов о преимуществах, которые они могут получить в случае использования их услуг (прежде всего, в форме рекламных кампаний). Должны быть подготовлены каталоги и прейскуранты. Кроме того, транспортные компании обязаны подготовить для ознакомления клиентами (в случае изъявления ими подобного желания) техническую и эксплуатационную документацию.
В сфере финансово-кредитного сервиса транспортные компании сегодня предлагают своим клиентам разнообразные варианты оплаты транспортных услуг: по факту, в рассрочку, наличными и безналичными, с различными вариантами и системами скидок и льгот, предоставлением кредитов - банковских, коммерческих, товарных и др. Подобное разнообразие способов оплаты делает транспортные услуги более доступными для более широких кругов населения и организаций.
Таким образом, транспортная компания, как и большое число других современных предприятий, сегодня активно реализует стратегию логистического сервиса, что делает ее более привлекательной в глазах фактических и потенциальных клиентов (т. е. повышается ее конкурентоспособность).