Дорожное движение - это общественные отношения, которые имеют место в процессе пассажирских и грузовых перевозок с помощью транспортных средств и в пределах дорог.
Организация дорожного движения в СССР в 1920-е годы
Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был образован в конце 1922 года. Начиная с этого же периода, в первую очередь в городах, стало интенсивно развиваться дорожное движение. Этому непосредственно способствовало развитие транспортной отрасли. В связи с этим возникла необходимость в урегулировании общественных отношений в новой области.
Для всего Советского Союза в 1920-е гг. не существовало единых правил дорожного движения. 10 июня 1920 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям». Данным актом вводились в действие ограничения скорости для движения по городу (в том числе в темное время суток), а также разрешались вопросы, связанные с учетом транспортных средств и работой автоинспекторов. Впоследствии этот Декрет использовался многими другими советскими городами для введения местных правил уличного движения.
Отдельный раздел Декрета был посвящен разъяснению правил использования номерных знаков автомобиля, согласно ему:
- допускалось использование только печатных номерных знаков (т.е. самописные знаки запрещались);
- необходимо было иметь два знака: передний – укреплен на левом переднем крыле, задний – укреплен на кузовной части или особой стойке;
- требовалось содержать номерные знаки в чистоте и исправности, чтобы с их помощью опознавать машину.
В то время требовалась регистрация каждого автомобиля в Транспортном Отделе Совета Депутатов города Москвы. Те автомобили, которые не были зарегистрированы, подлежали аресту и передаче в гараж Транспортного Отдела. Кроме того, если в Москву прибывал автомобиль из другого региона (за исключением Московской губернии), то он должен был быть зарегистрированным в течение 24 часов.
Водители тогда назывались шоферами. Им в обязанности вменялось наличие при себе аналога современных водительских прав - удостоверения экзаменационной комиссии при Транспортном Отделе на право управления машиной. Кроме него шоферам нужно было еще иметь с собой удостоверение личности, которое выдавалось на месте службы, с визой московского Военного Комиссариата.
В соответствии с правилами дорожного движения 1920 года скоростной режим в СССР оговаривался следующим образом. Легковые автомобили могли передвигаться по улицам со скоростью, которая не превышает 25 верст в час (это соответствует современным 27 км/ч), а грузовые автомобили – со скоростью, которая не превышает 15 верст в час (16 км/ч). Особый скоростной режим устанавливался для ночного времени: при отсутствии световых фонарей автомашины не могли развивать собственную скорость свыше 10 верст в час (11 км/ч). А «безусловно воспрещались» обгон в узком месте и срезание углов.
Уже в 1920 году Правилами дорожного движения ограничивалось использование на дорогах звуковых спецсигналов. Так, запрещалась езда с милицейским свистком, которая вызывала панику на улицах. При этом все машины должны были быть оборудованными звуковым сигналом и глушителем.
Согласно еще одному любопытному правилу, водителям запрещалось оставлять машину на улице без присмотра.
За соблюдением водителями Правил дорожного движения следила Автоинспекция Транспортного Отдела Московского Совета Рабочих и Красноармейских. Представители этой Автоинспекции имели право на остановку автомашины в случае необходимости путем поднятия флажка днем или фонаря ночью. Лица, которые не подчинялись требованиям Транспортной Инспекции, подлежали немедленному аресту.
В 1920-е гг. автомобили в большинстве своем использовались высокопоставленными руководителями, которым они выделялись с разрешениями различных Комиссий. В то же время запрещалось пользование автомобилем для поездки в театры, концерты и т.п.
Организация дорожного движения в СССР в 1930-1940-е годы
Начало 1930-х годов было ознаменовано формированием институциональной основы организации дорожного движения в СССР. Тогда пришло осознание, что с контролем дорожного движения не могут справиться одни автоинспекторы. В связи с этим в 1931 году в Главном управлении Рабоче-крестьянской милиции был подписан циркуляр «О порядке организации надзора за выполнением правил уличного движения». В соответствии с этим циркуляром стали создаваться отделы по регулированию уличного движения, а спустя несколько лет (в 1934 году) была учреждена Главная Государственная автомобильная инспекция.
15 мая 1933 году были утверждены «Правила движения автомобильного и гужевого транспорта на дорогах СССР». В это же время произошла стандартизация дорожных знаков (или, как они официально назывались, знаков дорожных для регулирования и безопасности автогужевого движения). Всего было 4 указательных дорожных знака, 13 воспрещающих и 6 предупреждающих (об опасностях).
Кроме того, на дорогах появлялись первые светофоры. Они имели вид циферблата, который был разделен на красные и зеленые сектора, по которому двигалась стрелка.
Вплоть до 1940 года правила дорожного движения разрабатывались и утверждались местными органами власти. В основном ими регулировались отношения, связанные с работой гужевого транспорта.
Типовые Правила дорожного движения по улицам и дорогам СССР были утверждены в 1940 году. На их основе впоследствии стали создавать местные правила дорожного движения. Благодаря этим правилам был утвержден единый образец водительского удостоверения, а также разработаны правила учета и технического осмотра.
В 1945 году были утверждены три типа сигнальных дорожных знаков:
- предупреждающие знаки – перекресток, крутая кривая, железнодорожный переезд, прочие опасности;
- воспрещающие знаки – проезд воспрещен, ограничение скорости, запрет обгона и пр.;
- указательные знаки - повороты и парковки.