Эксплуатация - это процесс реализации, поддержки, восстановления качества технических средств, который обычно заключается в использовании по назначению, транспортированию, хранении, техническом обслуживании и ремонте.
Значение и состав эксплуатационных условий
С точки зрения логистического управления для предприятий важен вопрос, связанный с эффективностью используемых автомобилей. Однако его решение зависит не только от совершенства конструкции автомобилей, но и от условий их эксплуатации.
Чаще всего выделяют три группы эксплуатационных условий, а именно - транспортные, организационно-технические и дорожно-климатические. В зоне наибольшего контроля у организации-перевозчика находятся организационно-технические условия. К таковым в настоящее время относят следующие аспекты транспортного процесса:
- подвижной состав и его характеристики;
- режим работы транспортного предприятия;
- порядок технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
- производственная база предприятия;
- способ хранения подвижного состава;
- организация работы подвижного состава на линии.
Описание организационно-технических условий эксплуатации
Транспортную работу предприятия выполняют при помощи подвижного состава (т. е. определенной группы собственных автомобилей). Подвижной состав предприятия обычно подразделяется на транспортный (он представлен грузовым и пассажирским транспортом) и специальный (он представлен пожарными автомобилями, автокранами, топливозаправщиками, уборочными автомобилями, компрессорами, автолавками).
Для перевозки грузов (что в большей степени интересует предприятия) используются грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы. Причем их кузова могут быть приспособлены для перевозки как определенных, конкретных видов грузов, так и сразу всех видов грузов. Т.е. может быть проведено разделение на универсальные и специализированные автомобили. В качестве примеров грузовых автомобилей можно привести самосвалы, фургоны, цистерны.
Эффективность и удобство использования подвижного состава предприятия определяется его характеристиками:
- грузовместимость - это грузоподъемность и внутренние размеры кузова автомобиля;
- динамичность - это средняя скорость перевозки грузов с учетом заданных дорожных условий, динамических (тяговых) и тормозных свойств автомобиля;
- топливная экономичность — это рациональное использование энергии сжигаемого топлива;
- проходимость — это работа автомобиля в трудных дорожных условиях и по бездорожью;
- устойчивость — это сохранение курса, т.е. направления движения, а также противостояние опрокидыванию и заносу;
- управляемость — это изменение или сохранение направления движения по желанию водителя;
- надежность - это выполнение заданных функций в течение требуемого промежутка времени при сохранении показателей производительности, экономичности, рентабельности и др.
Предприятия, которые занимаются перевозками, должны формировать свой подвижной состав таким образом, чтобы совокупный объем имеющихся характеристик был наиболее оптимален с точки зрения высокоэффективного выполнения всех поставленных задач.
Под режимом работы предприятия понимают регламентированное количество рабочих дней в неделю, длительность рабочей смены, количество смен, время начала и конца смены. В соответствии с действующим трудовым законодательством при нормальных условиях труда продолжительность рабочего времени сотрудников предприятия не может превышать 40 часов в неделю. Однако необходимо иметь в виду, что перевозки обычно приходится выполнять во все дни недели, в том числе в выходные и праздничные дни.
Техническое обслуживание и ремонт подвижного состав является неотъемлемой частью процесса эксплуатации автомобилей. Она представлена операциями, направленными на поддержание (техническое обслуживание) и восстановление (ремонт) работоспособности и исправности подвижного состава. Объемы и порядок выполнения данных работ определяются действующей согласованной и утвержденной эксплуатационной и ремонтной документацией. Кроме того, хранение подвижного состава может быть представлено в виде кратковременного (межсменного) или длительного (т. е. консервации).
Производственная база предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных постоянных и временных сооружений, которые принимают непосредственное участие в хозяйственном процессе. Их наличие и расположение обуславливают отдельные аспекты эксплуатации подвижного состава предприятия и требования, которые могут предъявляться к ним.
Важным самостоятельным производственным процессом предприятия является хранение подвижного состава. Оно заключается в его содержании, сохранении технических возможностей и внешнего вида в период между последовательными циклами эксплуатации. В зависимости от климатических и эксплуатационных условий хранение может быть организовано в помещениях (как отапливаемых, так и неотапливаемых), под навесами, на открытых площадках.
Работа подвижного состава на линии организуется, прежде всего, посредством составления графиков и расписаний движения. В этом случае нужно учесть схемы маршрута, расстояния между грузопунктами, техническую скорость подвижного состава, нормативное время выполнения операций (в первую очередь, погрузочно-разгрузочных работ).
Таким образом, на эксплуатацию подвижного состава (как правило, в виде автомобилей) большое влияние оказывают эксплуатационные условия, одна из групп которых представлена организационно-техническими условиями эксплуатациями. Они в отличие от других эксплуатационных условий в большей степени находятся в зоне контроля у предприятия-перевозчика, который может управлять ими в нужном для себя направлении, обеспечивая, тем самым, повышение эффективности использования собственного парка транспортных средств.