Канал распределения - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, которые последовательно доводят материальный поток от источника до конечного потребителя.
Сущность канала распределения в логистике
Одной из главных целей современной логистики является доставка товара в нужное место и в нужное время с минимальными затратами. Полное достижение указанной цели осуществляется в сфере логистики распределения. Основным инструментом данной отрасли является канал распределения.
Канал распределения в логистике представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных предприятий, предпринимателей и прочих лиц, которые содействуют передаче товаров от производителей к потребителям. Иными словами, канал распределения является путем движения товаров.
Формирование и эксплуатация канала распределения приводит его участников к решению следующих экономически важных задач:
- сэкономить финансовые средства, которые направлены на распространение продукции;
- вложить дополнительные (сэкономленные) средства в основное производство;
- повысить эффективность продажи готовой продукции;
- увеличивать доступность товаров и доводить их до целевых рынков;
- сократить объем работ по распределению готовой продукции.
Выбор каналов распределения товаров, их формирование и организация серьезным образом воздействуют на фактические значения скорости, времени, эффективности движения готовой продукции и ее сохранности во время доставки от производителя к потребителю. Работа канала распределения начинается со сбора необходимой информации и составления соответствующих планов.
Участники канала распределения стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах. Они устанавливают контакты с потенциальными покупателями, выясняют их требования и под них приспосабливают товар.
В рамках организации товародвижения особая роль отводится процессам транспортировки и складирования продукции. Кроме того, их движение должно получить надлежащее финансовое обеспечение.
Канал распределения обязательно начинается с непосредственного изготовителя продукции (производителя). Однако для доведения ее продукции до конечных потребителей может потребоваться привлечение одного или нескольких посредников. Обычно они представлены предприятиями оптовой и розничной торговли.
Пути оптимизации каналов распределения
Оптимизация каналов распределения в логистике, прежде всего, заключается в приведении основных параметров этого канала к оптимальным значениям. В первую очередь, это касается определение оптимального количества уровней канала и выбор конкретного состава участников канала. К решению этой проблемы в маркетинге сейчас используют три подхода:
- Интенсивное распределение - запасами продукции обеспечивают как можно большее количество торговых предприятий.
- Эксклюзивное распределение - количество посреднических предприятий, которые торгуют продукцией в рамках сбытовых территорий, сознательно ограничивается.
- Селективное распределение - одновременно используются методы и интенсивного, и эксклюзивного распределения, что позволяет реализовать преимущества обоих подходов.
Содержание конкретных оптимизационных мер в отношении каналов распределения продукции определяется производителями на основании результатов комплексных маркетинговых исследований рынка сбыта своей продукции. Именно эта информация позволяет определить оптимальную структуру возможных каналов распределения с учетом их связи с конкретными категориями потребителей.
Главными факторами оптимизации каналов распределения продукции считаются характер самого товара, место и условия его производства, место и условия его потребления, транспортные возможности. В связи с этим, чтобы повысить эффективность сбыта продукции и сэкономить финансовые ресурсы многие предприятия зачастую решают использовать многоканальные системы распределения продукции.
Оптимизация каналов распределения в логистике во многом связана с определением конкретных типов привлекаемых посредников. Они отличаются друг от друга тем, от чьего имени и за чей счет работает посредник. Различают посредников следующих типов:
- дилеры - работают от своего имени и за свой счет;
- дистрибьюторы - работают от чужого имени и за свой счет;
- комиссионеры - работают от своего имени и за чужой счет;
- агенты, брокеры - работают от чужого имени и за чужой счет.
Важное значение имеет определение оптимального количества складов в системе распределения продукции. Построение складской сети оказывает существенное влияние на конечную стоимость реализуемого продукта.
Оптимальное количество складов, через которые осуществляется снабжение потребителей, зависит от размера логистических издержек. В частности, речь идет про совокупность расходов на транспортировку, на содержание запасов, на эксплуатацию складского хозяйства и на управление складской системой. Знание значений этих издержек и характера зависимости от масштаба складской сети позволяет построить математическую модель, которая впоследствии должна быть оптимизирована.
Оптимизации еще должны быть подвергнуты месторасположение распределительного центра и его технические характеристики (площадь, размещение площадок, оснащение оборудованием и т.д.). В настоящее время данная задача в условиях разветвленных транспортных сетей решается при помощи компьютерных технологий и специальных программ, которые активно применяют методы математического программирования.
Таким образом, оптимизация каналов распределения - это одна из актуальных и трудоемких задач в современной логистике, решение которой принесет участникам каналов дополнительные выгоды.