Транспортное предприятие - это коммерческая организация, которая нацелена на систематическое получение прибыли по итогам оказания гражданам и предприятиям услуг, связанных с организацией перевозок грузов, пассажиров, багажа.
Определение тарифов транспортного предприятия
Главным инструментом для возмещения себестоимости оказанных услуг и заработка прибыли у транспортного предприятия является тариф, который устанавливается в отношении каждой категории клиентов на различные виды перевозок. В общем виде транспортный тариф представляет собой ставку оплаты за транспортные и иные связанные с ними услуги, которые предоставляются транспортными предприятиями.
В практике современных транспортных предприятий принято рассчитывать тарифы сразу в нескольких вариантах:
- предельный транспортный тариф;
- технический транспортный тариф;
- целевой транспортный тариф.
Предельный транспортный тариф представляет собой провозную плату, которая соответствует компенсации переменных издержек транспортного предприятия без получения им прибыли. В связи с этим предельный тариф зачастую называют как тариф нулевой прибыли. Его величина равняется величине переменных издержек, которые складываются из затрат на топливо, сдельной заработной платы водителей, амортизации транспортных средств и ряда других расходных статей.
Технический транспортный тариф обеспечивает покрытие расходов транспортного предприятия по переменным и постоянным издержкам. Поэтому по своей сути он является тарифом безубыточности. Технический тариф определяется путем сложения переменных издержек (т.е. предельного тарифа) и постоянных издержек, поделенных на годовой / квартальный / месячный грузопоток или пассажиропоток при различных видах прогноза (он может быть пессимистическим, реалистическим, оптимистическим). Постоянные издержки транспортного предприятия формируются за счет арендных платежей, коммунальных затрат, оплаты труда административно-управленческого персонала и др.
Целевой транспортный тариф устанавливается не только с компенсацией переменных и постоянных издержек транспортного предприятия, но и с учетом доли прибыли, которая представляет уровень отдачи на капитал. Речь идет про ожидаемую предприятием рентабельность, абсолютная величина которой равна произведению планируемой рентабельности (она определяется руководством предприятия, например, может быть 15%) и инвестиционного капитала (т.е. суммы средств, которые были вложены в транспортно-экспедиторскую деятельность).
Для транспортного предприятия особенно важно установить величину тарифа на перевозку единицы продукции / единицы пассажира. Для этого в большинстве случаев берут среднее арифметическое между целевыми тарифами по пессимистическому и оптимистическому прогнозам. Найденное значение, как правило, используется транспортными предприятиями для установления расценок на предоставляемые ими услуги.
Определение тарифов является одной из главных задач, которая решается руководством транспортного предприятия в процессе разработки собственной ценовой политики в соответствии с общей корпоративной стратегией. Впоследствии ценовая политика реализуется путем установления транспортных тарифов и обеспечение их соблюдения (т. е. полной и своевременной оплаты предоставляемых транспортных услуг).
Определение порогов рентабельности транспортного предприятия
Важным показателем для хозяйственной деятельности транспортного предприятия является порог рентабельности. Этот показатель еще называется точкой безубыточности, которая выражает такой размер дохода либо производства, когда чистая прибыль предприятия равна нулю, т. е. объем получаемой выручки либо осуществляемого производства всецело возмещает затраты бизнеса на ведение деятельности без возникновения прибыли либо убытков.
Рентабельность сама по себе является относительным показателем, который характеризует работу предприятия. Показатели рентабельности во многом равнозначны показателям эффективности, которые предполагают соотношение результатов и ресурсов, которые были потрачены для их получения. Главным результатом для любого предприятия является прибыль, а ресурсы могут быть выражены издержками, активами и другими показателями.
Порог рентабельности транспортного предприятия может быть определен исходя как из объема грузопотока / пассажиропотока, так и из выручки, которую оно получает в результате ведения транспортной деятельности.
Порог рентабельности по объему грузопотока / пассажиропотока обозначает его минимальный размер, который надо освоить, чтобы покрыть все затраты (единицей выражения данного порога будут тонны или количество человек в год). Для определения данного порога рентабельности необходимо величину постоянных издержек транспортного предприятия поделить на разницу между средней величиной целевого тарифа и переменными издержками.
Порог рентабельности по выручке обозначает ее минимальный размер, которая позволяет транспортному предприятию покрыть все расходы с учетом коэффициента рентабельности (единицей выражения данного порога будут рубли). Относительно предыдущего показателя необходимо еще раз провести деление на среднюю величину целевого тарифа.
Стоит отметить, что применение показателя рентабельности и ее порога в процессе внутрифирменного планирования транспортного предприятия служит своего рода индикатором ценообразования на транспортные услуги. Порог рентабельности может служить важным ориентиром как для установления нижнего предела рыночных цен, так и для планирования прибыли транспортного предприятия от предоставления соответствующих услуг грузовладельцам и пассажирам.