Логистическая поддержка - это совокупность методов обеспечения высокой конкурентоспособности продукции посредством сокращения затрат на эксплуатацию и послепродажной поддержки с сохранением заданного уровня безопасности и надежности.
Предмет и задачи логистической поддержки производственных процедур
Одно из направлений деятельности современных предприятий связано с логистической поддержкой производственных процедур. Она также известна как внутрипроизводственная логистика. Логистическая поддержка производственных процедур заключается в применении в отношении процесса производства методов обеспечения высокой конкурентоспособности изготавливаемой продукции, сохранения заданного уровня безопасности и надежности, сокращения затрат.
Предметное поле логистической поддержки производственных процедур представлено потоками и запасами, которые находятся внутри микрологистической системы. Изучение и управление именно этих логистических потоков и товарно-материальных запасов осуществляется в рамках данной поддержки. Входной же и выходной потоки рассматриваются во внутрипроизводственной логистике как некая заданность, условия, ограничения.
Современная логистическая поддержка производственных процедур направлена, прежде всего, на установление тесной взаимосвязи логистической системы предприятия с другими его структурными подразделениями. Это, в частности, проявляется в выполнении логистикой функции целеполагания и постановки конкретных узких задач подразделениям предприятия.
Логистическая поддержка производственных процедур на предприятии осуществляется посредством решения следующих задач:
- составлять планы производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;
- осуществлять диспетчерскую поддержку производственного процесса;
- разрабатывать план-графики производственных заданий и устанавливать их производственным подразделениям предприятия;
- разрабатывать графики запуска-выпуска готовой продукции и согласовывать их со службами снабжения и сбыта;
- устанавливать нормативы незавершенного производства и контролировать их соблюдение;
- управлять в оперативном порядке процессами производства и организации выполнения производственных заданий;
- принимать участие в загрузке производственных мощностей заказами потребителей;
- контролировать количество и качество готовой продукции;
- принимать активное участие в разработке нововведений и в их внедрении в производственный процесс;
- контролировать текущий уровень себестоимости производства готовой продукции.
Сущность и факторы логистической поддержки производственных процедур
Внутрипроизводственная логистика отличается тем, что логистический поток практически сводится к материальному потоку. Это связано с тем, что финансовые потоки не образуются в отсутствии товарно-денежных отношений, а информационные потоки в достаточной степени определяются технологическими процессами.
Логистическая поддержка производственных процедур должна рассматривать как часть воспроизводственного цикла. Если исключить предпринимательский контекст, то внутрипроизводственная логистика может быть описана и восприниматься только с сугубо технологических позиций.
Большая часть логистической поддержки производственных процедур заключается в выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. В связи с этим в структуре внутрипроизводственной логистики особое значение придается двум ее элементам.
Во-первых, это склады, которые с логистической точки зрения выступают как запасы, а с технической и функциональной точек зрения - как специально оборудованные сооружения (площадки), оснащенные рядом устройств для приема, хранения и выдачи грузов. Во-вторых, это грузопотоки, которые представляют собой определенное количество однородных грузов, перемещаемых по заданному направлению за установленный период.
Характер логистической поддержки производственных процедур определяется в результате прямого и косвенного воздействия, оказываемого со стороны следующих факторов:
- отраслевые факторы (номенклатура, габариты, масса материальных ресурсов, количество поставщиков и потребителей, система организации внешних перевозок, наличие или отсутствие предприятий-посредников);
- региональные (межотраслевые) факторы (система связей с поставщиками и потребителями, наличие или отсутствие предприятий, специализирующихся на осуществлении перевозок, ремонта, загрузочно-разгрузочных, складских работ и пр.);
- внутрипроизводственные факторы (габариты и масса продукции, объем ее выпуска, тип и форма организации производства, генплан предприятия, компоновка технологического оборудования, строительные характеристики помещений предприятия);
- управленческие факторы (наличие и масштабы применения автоматизированной системы управления производством).
Специфика логистической поддержки производственных процедур
Логистический подход в производственном менеджменте несколько отличается от традиционного подхода, что проявляется в сущности принимаемых решений. Так, запасы оцениваются не как активы, а как пассивы. Поэтому все усилия на предприятии прилагаются для их устранения.
Существенна предварительная поддержка технологическим оборудованием. Если эта поддержка не обеспечивает непрерывность доставки, то возможно прерывание производственного процесса.
Руководство предприятия отдает высокий приоритет сбыту готовой продукции. Поэтому производство, как правило, ориентируется на выпуск небольших партий готовой продукции. При этом сам процесс производства продукции управляется исходя из философии всеобщего управления качеством (Total Quality Management).