Доставка грузов - это транспортно-логистическая услуга, которая предполагает перемещение специализированной компанией-перевозчиком материального объекта на основе заказа его владельца посредством применения транспортного средства из одного места в другое.
Обоснование договорных тарифов доставки грузов
Расчеты за услуги, которые оказывают логистические компании (в том числе, за доставку грузов), осуществляются посредством применения транспортных тарифов. Тарифы представляют собой систему ценовых ставок, по которым логистическая компания взимает с клиентов плату за оказанные услуги. В случае доставки грузов основными элементами данный системы считаются:
- денежные средства, которые взыскиваются за доставку грузов;
- сборы за совершение дополнительных операций, которые связаны с доставкой грузов;
- правила исчисления плат и сборов.
Каждый из видов транспорта отличается определенной спецификой действующих тарифов. Поэтому их особенности нужно учитывать, поскольку они в конечном итоге играют ключевую роль при выборе перевозчика.
Тарифы являются одним из существенных условий договора на доставку грузов. И для владельца груза, и для перевозчика имеет принципиальное значение, по какой цене будет оказана услуга.
Договорные тарифы на доставку грузов рассчитываются и обосновываются обычно по пункту отправления. Для этого нужно сначала определить себестоимость по роду груза и вариантам работ. Затем перевозчиком устанавливается уровень желаемой рентабельности.
Выделяют следующие этапы расчета себестоимости доставки груза:
- Установление нормативных (запланированных) объемов работ в тоннах и тонно-операциях по вариантам работ.
- Расчет расходов на выплату персоналу заработной платы (через перемножение объема работ, нормы времени на выполнение одной тонно-операции и средней часовой ставки заработной платы), а также на содержание перегрузочных установок по вариантам работ (через перемножение количества выполненных тонно-операций, нормы времени для машин на выполнение одной тонно-операции и себестоимости машино-часа работы по установленному типу машин).
- Расчет себестоимости выполнения одной тонно-операции по вариантам работ (через деление суммы расходов на выплату заработной платы, расходов на содержание занятых перегрузочных машин и распределяемых расходов на объем работ).
- Расчет себестоимости доставки одной тонны груза по видам работ (погрузка в транспортное средство или выгрузка из него, перевалка, кооперированные работы и др.).
Для того чтобы определить себестоимость доставки одной тонны груза, необходимо установить объемы и расходы по указанным видам работ. Себестоимость доставки одной тонны груза равна отношению расходов по виду работ и объему перегрузки по этому же виду работ.
Последним шагом является расчет непосредственного тарифа по каждому виду работ. Для этого необходимо рассчитанную себестоимость умножить на сумму единиц и принятой предприятием-перевозчиком рентабельность. Если она, например, равна 20 %, то себестоимость умножается на 1,2. Так находится тариф по каждому виду работ, выполняемых в процессе доставки груза.
Обоснование оптимальной схемы доставки грузов
Задача по определению и обоснованию оптимальной схемы доставки грузов решается путем разработки наиболее рациональных путей и способов транспортирования товаров, устранения чрезмерно дальних, встречных, повторных перевозок, обеспечения значительного сокращения простоев подвижного состава под погрузкой и разгрузкой. Оптимальная схема способствует своевременной и качественной доставке грузов, что играет ключевую роль в современных рыночных условиях.
Выбор схемы доставки грузов обуславливается колебаниями циклов производства и транспортировки. Причем разработка и обоснование логистической схемы доставки грузов нередко выступает в качестве одного из этапов проектирования логистической цепи поставок.
Схема доставки грузов разрабатывается и обосновывается всегда в зависимости от вида транспортного средства. Среди основных вариантов выделяют автомобильный, железнодорожный, авиационный, морской, речной транспорт. На выбор его вида оказывают воздействие следующие факторы:
- время доставки;
- периодичность отправлений грузов;
- надежность соблюдения графика доставки;
- способность перевозить разные грузы;
- способность доставить груз в любую местность;
- стоимость перевозок.
Доставка грузов может осуществляться как одним транспортом, так и несколькими - с перегрузкой груза с одного вида на другой. Выбор в пользу того или иного варианта так же делается исходя из перечисленных выше причин, а еще из того опыта, который перевозчик имеет в этой сфере.
Другим аспектом разработки схемы доставки груза является составление конкретного маршрута перевозочного процесса. Речь идет об определении промежуточных пунктов, который будут посещаться перевозчиком на пути следования в заданный пункт назначения.
Маршрут доставки груза во многом зависит от выбранного вида транспорта, от требований по срокам доставки и факторов внешней среды - погодными условиями, дорожными работами, административными, таможенными и государственными границами и пр. Критериями оптимальности маршрута тоже являются время, затрачиваемое на доставку грузов, сумма расходов, связанных с транспортировкой, обеспечение сохранности груза и т.п.
Оптимальная схема доставки грузов в большинстве случаев определяется путем применения современных информационных технологий и экономико-математических методов (в частности, методы линейного программирования). Именно они помогают перевозчикам найти оптимальные значения тех или иных показателей работы транспортных средств в процессе непосредственной доставки грузов, следствием чего является составление оптимальных планов, содержащих соответствующие тарифы и схемы.