Транспортный узел - это комплекс, включающий специально выделенный земельный участок и расположенные на нем инфраструктурные объекты, который предназначен для обеспечения безопасной и комфортной пересадки пассажиров общественного транспорта с одного его вида на другой.
Общие сведения о транспортном узле
Одной из особенностей современного общественного транспорта является одновременная работа нескольких видов транспорта. Граждане для того, чтобы совершить поездку, могут воспользоваться и автобусом, и метро, и троллейбусом, и трамваем, и другими видами транспорта.
Иногда в силу особенностей маршрута и действующей маршрутной сети у пассажиров может возникнуть потребность в совершении пересадки с одного вида транспорта на другой. Для удовлетворения этой потребности сегодня в городах обустраивают, так называемые, транспортные узлы.
Транспортный узел представляет собой специально выделенный земельный участок и расположенные на нем объекты транспортной инфраструктуры. В качестве этих объектов выступают остановочные пункты, станции, пути, линии, здания, инженерные сооружения и устройства и др. Предназначение этого комплекса заключается в обеспечении безопасной и комфортной пересадки пассажиров общественного транспорта с одного его вида на другой.
Транспортные узлы, их организация и размещения являются факторами, которые оказывают влияние на доступность и единство городского и тяготеющего к нему пространства, на количество архитектурно-планировочных противоречий между транспортной инфраструктурой и городской средой. В связи с этим планировочное и техническое совершенствование транспортных узлов в настоящее время остается одной из главных градостроительных задач.
Значимыми с точки зрения городской жизни станут следующие результаты решения этой задачи:
- Сокращение затрат времени на поездки с целями трудового и культурно-бытового характера;
- Децентрализация потоков пассажиров;
- Улучшение условий поездки и пересадки с одного вида транспорта на другой.
Кроме того, к транспортным узлам предъявляются требования по обеспечению безопасности и высокого уровня комфорта пассажиров, а также по предоставлению им доступа к имеющейся и обработанной информации.
Назначение и функциональные характеристики обуславливают конкретную разновидность транспортного узла. Если транспортными услугами в должном объеме необходимо обеспечить территории, которые расположены в пешеходной доступности от транспортного узла, то он имеет статус локального значения.
Транспортный узел районного значения используется для транспортного обслуживания жителей тех районов, которые находятся в транспортной доступности друг от друга. Региональное (агломерационное) значение придается тем транспортным узлам, которые обеспечивают территориальное единство регионов. В случае обеспечения связи территории города с иными территориями страны и заграницы транспортный узел приобретает межрегиональное значение.
Принципы моделирования транспортных узлов
Моделирование является важнейшей и обязательной стадией жизненного цикла транспортного узла. В процессе моделирования определяются такие параметры транспортного узла, как его месторасположение, пропускная способность, принимаемые виды транспорта, нормативный срок эксплуатации и т.д. На определение этих параметров оказывает влияние несколько факторов: численность населения города, его географическое расположение, положение в системе расселения страны и др.
Процесс моделирования транспортного узла заключается в создании его модели, т.е. планового представления, проекта, который должен быть реализован в жизнь в результате выполнения инженерно-строительных и других работ. Моделирование включает в себя несколько операций. Центральное место среди них обычно отводят рациональной планировочной организации территории пересадочного узла.
Пространственное решение зоны транспортного узла в основном заключается в следующем:
- Организация для пассажиров коммуникационных путей между разными видами транспорта;
- Организация движения наземного транспорта без пересечения пешеходных путей;
- Организация для транспортных средств, у которых начало / конец маршрута приходится на данный транспортный узел, отстойно-разворотных площадок;
- Рациональное размещение остановочных пунктов относительно друг друга и относительно входов-выходов вестибюлей транспортного узла;
- Интенсифицированное использование территории транспортного узла путем размещения на ней объектов культурно-бытового значения и различного функционального значения.
Моделирование транспортного узла стоит рассматривать в качестве оптимизационной задачи. Она заключается в оптимизации целевой функции, которой в данном случае является затраты времени пассажиров на передвижение, ожидание транспортного средства и посадку в него.
Обычно для этого проводят натурные обследования, в ходе которых определяются загрузка общественного транспорта, объем пассажиропотока, интенсивность личного автомобильного транспорта, а также особенности текущего и планируемого размещения городских объектов инфраструктуры.
Результаты моделирования транспортного узла обычно отражаются в его генеральном плане. Именно в его составе решаются главные вопросы размещения и формирования транспортного узла на территории населенного пункта (например, площадь земельного участка, технико-экономические показатели застройки, состав технологической части транспортного узла и т.п.).