Дефицит - это рыночная ситуация, для которой характерен недостаток материальных ресурсов для изготовления требуемого объема продукции, способного удовлетворить текущий уровень потребностей конечных потребителей.
Характеристика ситуации дефицита
Экономическая (рыночная) ситуация может принимать различные формы. Одной из таких форм является дефицит. В самом общем виде под дефицитом понимают недостаток ресурсов для полного и своевременного удовлетворения имеющихся потребностей.
С точки зрения управления товарно-материальными запасами дефицит представляет собой временной интервал, в каждый момент которого величина внутреннего или внешнего спроса превышает имеющийся у предприятия запас товарно-материальных ценностей. Признаками, по которым можно охарактеризовать и классифицировать дефицит, возникающий в цепях поставок, являются момент возникновения, природа возникновения, степень удовлетворенности требований, тип издержек, продолжительность, вид спроса в моделях управления запасами, отношение к страховому запасу.
Основные причины возникновения ситуации дефицита заключаются в следующем:
- текущая ситуация на рынке;
- искусственно созданная обстановка дефицита (например, в результате сговора производителей на рынке, которые стремятся повысить отпускные цены;
- сбои в поставках.
Модели, которые учитывают случаи возникновения и удовлетворения дефицита, в основном подразделяются на следующие три типа:
- Модели с отложенным спросом.
- Модели с покрытием дефицита за счет дополнительных источников снабжения.
- Модели с утраченным или неудовлетворенным спросом.
Модель планирования дефицита с его покрытием при очередной поставке
Основным допущением для случая покрытия дефицита при очередной поставке является отсутствие запаса для анализируемого товара. Это связано с готовностью клиента получить заказ с задержкой.
При управлении запасами происходит предварительное планирование дефицита, в связи с чем заведомо не будет повторного заказа продукции в течение некоторого временного интервала. Дефицит будет полностью удовлетворен в момент очередного поступления с поставкой.
Чтобы составить уравнения общих затрат, которые связаны с запасами, еще нужно разделить два вида издержек дефицита. Издержки первого вида называются жесткими. Они представлены затратами, которые можно установить и зафиксировать в момент их возникновения. Такими являются, во-первых, упущенная прибыль, обусловленная отказом в отгрузке отсутствующего на складе товара, во-вторых, прирост цены закупки и расходов из-за экстренной закупки дефицитного товара.
Издержки второго вида называются мягкими. Их нельзя определить и зафиксировать в момент их возникновения из-за продолжительного времени их формирования. Мягкие издержки представлены затратами, которые возникают в силу следующих причин:
- потери клиентов;
- смещение или утрата доли рынка;
- реализация репутационных рисков.
Обычно при управлении запасами пренебрегают мягкими издержками, однако эта статья затрат в долгосрочной перспективе может привести к большим потерям, выраженным суммой упущенной прибыли после утраты сегмента рынка.
Модель планирования дефицита без его покрытия при очередной поставке
В модели планирования дефицита без его покрытия при очередной поставке подразумевается, что требования, которые накоплены за период дефицита, не удовлетворяются вместе с поставкой партии текущего запаса. Следовательно, требования не обеспечиваются и считаются невыполненными.
Если на рынке имеет место жесткая конкуренция, то клиенты обычно не готовы ждать товар (особенно это касается крупных сетевых ретейлеров). В связи с этим задержки в отгрузках вынуждают клиентов искать новые источники снабжения и выставлять предусмотренные договорами штрафы за низкий уровень обслуживания.
Для модели данного типа свойство возникновение издержек неудовлетворенного дефицита. А выражение общих затрат, в свою очередь, приобретает вид уравнения суммарных годовых потерь.
Расчет интервала повторного заказа и оптимального размера заказа
На практике чаще всего встречается ситуация осуществления поставок нескольких видов товарно-материальных ценностей от одного поставщика. Здесь оптимальный размер заказа рассчитывается с учетом данных по затратам нескольких видов поставляемых продуктов.
Еще имеет место модифицированная модель расчета параметров многономенклатурных заказов по системе кратных периодов. Ее суть состоит в сведении и объединении преимуществ, которые присущи независимым поставкам с оптимальными периодичностями и многономенклатурным поставкам со своей периодичностью.
Эта модель использует дополнительное понятие кратных периодов. Это означает заказ одного товара с определенной периодичностью, а заказ других товаров происходит с этой же периодичностью, умноженной на специальный коэффициент, который определяет кратность.
Поставки по системе кратных периодов преимущественно организуется путем реализации следующих этапов:
- Проведение ранжирования номенклатуры по возрастанию с учетом периодичности независимой поставки каждой позиции.
- Выбор значения кратности периода - за основу обычно берут первое значение ранжированного ряда.
- Расчет набора коэффициентов.
- Создание базового варианта групп различной кратности при помощи рассчитанных коэффициентов.
- Закрепление каждого вида номенклатуры за определенной группой.
Таким образом, оптимальный размер заказа с учетом многономенклатурных поставок и дефицита рассчитывается посредством создания специальных моделей. Специфика ситуации дефицита приводит предприятия к необходимости внесения некоторых изменений в классическую модель, что было, в частности, продемонстрировано в данной статье выше.