"Север - Юг" - это проект международного транспортного коридора, т.е. высокотехнологической системы наземного транспорта, транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций, который должен соединить страны-инициаторы: Россию, Иран, Индию.
История проекта международного транспортного коридора "Север - Юг"
О проекте международного транспортного коридора "Север - Юг" впервые разговор был заведен в 1999 году. Тогда группа российских, иранских и индийских транспортных предприятий подписали генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров, которая должна была осуществляться по международному транспортному коридору "Шри-Ланка — Индия — Иран — Каспийское море — Россия".
Уже в следующем году (а точнее - 12 сентября 2000 года) в Санкт-Петербурге представители правительств России, Индии и Ирана, которые были почётными гостями Евроазиатской конференции по транспорту, подписали между собой межправительственное соглашение, которым предусматривалось создания коридора "Север - Юг". Предполагалось, что данный международный транспортный коридор должен обеспечить транспортную связь между балтийскими странами и Индией через Иран и Россию.
В течение следующих двух лет парламенты стран-участниц ратифицировали подписанное Соглашение. По окончании этой процедуры министры транспорта России, Ирана, Индии в мае 2002 года там же в Санкт-Петербурге подписали протокол об официальном открытии коридора.
На первых порах коридор преимущественно использовался для транспортировки сотен индийских контейнеров. Этим занималась группа предприятий в составе ирано-индийской компании «Иран-Хенд» и смешанной ирано-российской фирмы «Ирсотр», при участии фирмы-координатора «Реджи».
Однако в ходе эксплуатации международного транспортного коридора участники контейнерных перевозок столкнулись со множеством обозначившихся технических сложностей. В связи с этим транспортировка грузов осуществлялось только по маршруту "Россия - Иран - Россия". Это говорит о заморозке перевозок контейнеров из Индии через Астрахань.
В то же время проект международного транспортного коридора "Север - Юг" оставалась привлекательным для ряда региональных участников. В частности, спустя некоторое время к сфере действия межправительственного Соглашения присоединились такие страны, как Азербайджан, Армения, Казахстан, Белоруссия, Сирия, Оман. Кроме того, заявки на присоединение к проекту подали Турция и Украина.
На данный момент из всех стран-участниц проекта самой активной является Республика Казахстан. Казахстан в международной торговле, прежде всего, ориентирован на поставки зерна, а не на контейнерные перевозки, как проект предполагал изначально. Тем не менее, маршрут "Север — Юг" позволяет Казахстану переориентировать поставки вывозимой из страны продукции через территорию России и Чёрное море в страны Персидского залива.
Описание проекта международного транспортного коридора "Север - Юг"
Протяжённость международного транспортного коридора "Север - Юг" составляет 7,2 тысячи километров. Необходимость в разработке и реализации его проекта обусловлено теми преимуществами, которые он приносит участникам международной торговли относительно использования других общепризнанных торговых маршрутов (прежде всего, морского маршрута через Суэцкий канал). Во-первых, расстояние перевозок по маршруту "Север - Юг" сокращается в два и более раза. Во-вторых, стоимость наземной перевозки контейнеров ниже относительно стоимости морской перевозки.
Коридор "Север - Юг" относительно Каспийского моря предусматривает три основных маршрута грузов:
- Транскаспийский маршрут грузов (через российские морские порты Махачкала, Оля, Астрахань, и иранские морские порты Бендер-Энзели, Амирабад и Ноушехр);
- Восточный маршрут грузов (через построенное в 2014 году прямое железнодорожное сообщение через Республики Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по пограничному переходу Теджен - Серахс);
- Западный маршрут грузов (железнодорожное направление "Астрахань — Махачкала — Самур", а далее - через территории Азербайджана, Ирана и прямым морским путем в индийский Мумбаи).
Несмотря на указанные преимущества и полученные благодаря им некоторые экономические выгоды, эксперты отмечают, что международный транспортный коридор «Север — Юг» имеет ряд существенных недостатков. В частности, между Россией и Ираном отсутствует прямое железнодорожное сообщения. Во многом это связано с разной шириной железнодорожной колеи в странах, по которому проходит маршрут. Кроме того, таможенные органы в российских портах работают достаточно медленно.
Стоит отметить, что в настоящее время международный транспортный коридор «Север – Юг» для России проигрывает в плане стратегического значения, экономической выгоды и ряда других параметров в сравнении с такими устремленными на Восток мощными магистралями, как Байкало-Амурская магистраль (БАМ) и Транссибирская магистраль (Трансиб).
Таким образом, международный транспортный коридор "Север - Юг" нуждается в ускоренном развитии инфраструктуры, прежде всего, это касается региона Каспия, а также в увеличении инвестиционных потоков средств в реализацию этого проекта. Однако серьезным образом ограничивают решение этих задач экономические санкции, которые были наложены западными развитыми странами на Россию и продолжают действовать до сих пор. Помимо этого, серьезно изменился геополитический и экономический баланс сил в мире и в регионе (относительно Ирана, Азербайджана, Индии).
Отсюда следует вывод, что проект маршрута "Север - Юг" нуждается в масштабном обновлении долгосрочной стратегии. Ее новая версия должна максимально учитывать национальные интересы и интересы Российской Федерации в том числе.