Управление запасами - это составляющая логистической деятельности предприятия, которая направлена на определение и поддержание оптимального размера товарно-материальных запасов, а также на обеспечение финансирования соответствующих мероприятий.
Запасы производственного предприятия
Любой хозяйствующий субъект стремится снизить свои издержки. Для того чтобы достичь указанную цель, руководством предприятия разрабатываются и реализуются различные мероприятия. В частности, одно из распространенных мероприятий заключается в формировании товарно-материальных запасов.
Запасами называют товарно-материальные ценности, которые временно не используются хозяйствующим субъектом по назначению, но в обозримом будущем предполагается их использование в производственном процессе или их реализация на рынке конечным потребителям. Запасы товарно-материальных ценностей создаются производственными предприятиями по большей части в силу действия следующих причин:
- существует вероятность того, что поставщики нарушат установленные ранее графики поставок материальных ресурсов;
- потребительский спрос на необходимую группу товаров склонен к непредсказуемому увеличению;
- производство некоторых видов товаров сопровождается сезонными колебаниями;
- в случае приобретения большой партии материальных ресурсов можно получить скидки от поставщика;
- оформление каждого заказа требует соответствующих затрат - следовательно, чем меньше количество заказов (т.е. стараются по больше заказать товаров за один раз), тем меньше затраты предприятия;
- в случае наличия необходимых в производстве товарно-материальных запасов снижается количество простоев рабочих и оборудования;
- наличие запасов позволяет производственным предприятиям снизить свою зависимость от поставщиков сырья и товаров.
В качестве запасов могут выступать любые виды товарно-материальных ценностей: сырье и материалы (запасы в снабжении), незавершенное производство (производственные запасы), готовая продукция (товарные запасы), тара и возвращаемые отходы. Товарно-материальные запасы еще различают по своему функциональному назначению: выделяют текущий, страховой, подготовительный, транспортный и сезонный запасы.
Сущность управления запасами и его место в логистике предприятия
Как показывает статистика, у многих производственных предприятий большая доля в общих затратах приходятся на логистические затраты. В группу этих затрат, в частности, включаются затраты, которые обусловлены приобретением, транспортировкой и хранением товарно-материальных затратов.
Главная цель коммерческой организации - систематическое извлечение максимальной прибыли - может быть достигнуто, помимо прочего, в результате минимизации затрат, связанных с запасами. Для этого необходимо определить оптимальный размер запасов для производственного предприятия и регулярно принимать меры (прежде всего, организационные и финансовые) для их поддержания на этом уровне. В этом заключается суть управления запасами.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что управление запасами производственного предприятия на сегодня занимает место в его логистике среди других направлений деятельности по оптимизации затрат.
Значение управления запасами в логистике предприятия
Значение управления запасами в логистике производственного предприятия определяется, в первую очередь, тем, что хозяйствующему субъекту в результате принятия и исполнения определенных управленческих решений в сфере товарно-материальных запасов приходится нести расходы. Так, если логистический менеджмент неверно определил оптимальный размер запасов и производственное предприятие хранит большое число товарно-материальных ценностей, то у него появляются дополнительные издержки.
Эти издержки связаны с тем, что значительное количество финансовых средств производственного предприятия оказываются замороженными, хотя они могли бы быть направленными, например, на обновление основных фондов. Более того, если ошибки в расчетах были допущены на этапах бизнес-планирования (причем, значительные ошибки), то предприятия потратить значительно больше средств на строительство и содержание складских помещений, чем это нужно было на самом деле.
Хранение большого числа запасов требует больше средств тратить на создание благоприятных условий хранения. В частности, нужно оплачивать труд специального персонала, покупать и амортизировать специальную технику и оборудование.
В процессе хранения товарно-материальных запасов нужно вести их учет. Если этого не делать, то высока вероятность совершения краж и повреждений запасов. Нельзя забывать про сроки годности запасов, которые с течением времени устаревают (т.е. теряют свои потребительские свойства).
Однако нельзя допускать и отсутствие запасов в необходимом количестве. Это тоже может привести производственное предприятие к расходам. Они приобретут форму потерь, которые будут вызваны простоем производства (в то время, как оплачиваются налоги, амортизационные отчисления, расходы на коммунальные услуги и т. п.), потерей клиентов и утратой их доверия из-за отсутствия товара в момент предъявления спроса на него, необходимостью дозакупки требуемых материальных ресурсов неоптимальными партиями у посредников.
Таким образом, управление товарно-материальными запасами занимает значимое место в логистике современное производственного предприятия. Результаты данной управленческой логистической деятельности находят свое непосредственное отражение в итоговых финансовых показателях работы хозяйствующего субъекта, в связи с чем необходимо на постоянной основе уделять повышенное внимание именно этой сфере логистики.