Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы выбора поставщика

Метод рейтинговых оценок

Замечание 1

В основу метода рейтинговых оценок (экспертных оценок) положены оценки квалифицированных специалистов для параметров, характеризующих поставщиков. В качестве критерия выбора поставщика здесь выступает рейтинг, определяемый из интегральной оценки поставщика по ряду критериев.

Алгоритм метода следующий.

  1. 1 этап. Выбор критериев для оценки поставщиков, например, качество товара, цена, надежность поставок, удаленность поставщика и др.
  2. 2 этап. Отбор претендентов поставщиков. Выбор производится на основе маркетингового анализа, анализа коммерческих предложений поставщиков.
  3. 3 этап. Группировка показателей на группы:

    • количественные показатели, которые оцениваются численно, теоретически их значения можно получить без экспертов на основе объективной информации (например, цена, срок доставки и др.);
    • качественные показатели, которые оцениваются атрибутивно экспертами (хорошо, отлично, плохо и др.);
    • релейные или бинарные показатели, к ним отнесены такие, которые принимают только два значения «да», «нет».

    В результате выполнения первых трех этапов формируется таблица показателей для всех поставщиков.

  4. 4 этап. Экспертами производится ранжирование критериев, на основании чего рассчитываются весовые коэффициенты, определяющие значимость каждого критерия.

  5. 5 этап. Обработка количественных показателей. Для этого для каждого критерия выбирается эталонное значение из анализируемых предложений поставщиков. Если в качестве эталонного выбрано наибольшее (например, надежность поставки) то все значения критерия других поставщиков делятся на него, если в качестве эталонного выбрано наименьшее (например, цена), то выполняется обратное действие.
  6. 6 этап. Обработка качественных показателей по шкале желательности Харрингтона. Суть ее в следующем: каждой атрибутивной экспертной оценке качества (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо и т.п.) соответствует количественная оценка, принимающая значение от 0 до 1. Например, оценке отлично соответствует значение по шкале Харрингтона близкое к единице, оценке «скверно» − значение близкое к нулю.
  7. 7 этап. Обработка релейных (бинарных) показателей, для этого принимают, что ответ «Да» соответствует оценке 1, ответ «Нет», оценке 0.
  8. 8 этап. На основе оценки количественных, качественных и релейных показателей с учетом весовых коэффициентов рассчитывают интегральную оценку поставщика. Поставщику, имеющему большую интегральную оценку, присваивается рейтинг 1, следующему – рейтинг 2 и т.д.

Бальный экспертный метод

Бальный метод – упрощенный вариант метода рейтинговых оценок, описанного выше. Алгоритм его в следующем:

  • определяется ряд критериев оценки поставщика;
  • оценивается значимость каждого критерия при помощи весового коэффициента;
  • каждый поставщик экспертно оценивается по бальной шкале, наивысший балл присваивается поставщику с лучшей характеристикой по данному критерию;
  • баллы по каждому поставщику суммируются и умножаются на весовой коэффициент;
  • выбирается поставщик, получивший наибольший суммарный бал.

Преимущество метода – простота (по сравнению с методом рейтинговых оценок, описанным ранее), недостаток – высокая субъективность оценок.

Метод оценки затрат

Замечание 2

Суть метода оценки затрат в следующем: весь анализируемый процесс закупки делится на несколько возможных вариантов и для каждого тщательно рассчитываются все издержки, в том числе возможные логистические риски. Из набора альтернатив по критерию общих издержек выбирается наиболее выгодный.

В расчет могут быть включены следующие виды затрат, связанные с закупкой у конкретного поставщика:

  • издержки, связанные с установлением деловых контактов с поставщиком (командировки, переговоры);
  • затраты, связанные с исследованием качественных показателей продукта у разных поставщиков;
  • затраты на транспортировку товара;
  • оплата, экспедиторских, таможенных, страховых услуг и прочие логистические издержки по доставке;
  • возможные потери и дополнительные затраты, связанные с низкой надежностью поставщика.
Дата написания статьи: 02.12.2016
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot