Метод рейтинговых оценок
В основу метода рейтинговых оценок (экспертных оценок) положены оценки квалифицированных специалистов для параметров, характеризующих поставщиков. В качестве критерия выбора поставщика здесь выступает рейтинг, определяемый из интегральной оценки поставщика по ряду критериев.
Алгоритм метода следующий.
- 1 этап. Выбор критериев для оценки поставщиков, например, качество товара, цена, надежность поставок, удаленность поставщика и др.
- 2 этап. Отбор претендентов поставщиков. Выбор производится на основе маркетингового анализа, анализа коммерческих предложений поставщиков.
-
3 этап. Группировка показателей на группы:
- количественные показатели, которые оцениваются численно, теоретически их значения можно получить без экспертов на основе объективной информации (например, цена, срок доставки и др.);
- качественные показатели, которые оцениваются атрибутивно экспертами (хорошо, отлично, плохо и др.);
- релейные или бинарные показатели, к ним отнесены такие, которые принимают только два значения «да», «нет».
В результате выполнения первых трех этапов формируется таблица показателей для всех поставщиков.
-
4 этап. Экспертами производится ранжирование критериев, на основании чего рассчитываются весовые коэффициенты, определяющие значимость каждого критерия.
- 5 этап. Обработка количественных показателей. Для этого для каждого критерия выбирается эталонное значение из анализируемых предложений поставщиков. Если в качестве эталонного выбрано наибольшее (например, надежность поставки) то все значения критерия других поставщиков делятся на него, если в качестве эталонного выбрано наименьшее (например, цена), то выполняется обратное действие.
- 6 этап. Обработка качественных показателей по шкале желательности Харрингтона. Суть ее в следующем: каждой атрибутивной экспертной оценке качества (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо и т.п.) соответствует количественная оценка, принимающая значение от 0 до 1. Например, оценке отлично соответствует значение по шкале Харрингтона близкое к единице, оценке «скверно» − значение близкое к нулю.
- 7 этап. Обработка релейных (бинарных) показателей, для этого принимают, что ответ «Да» соответствует оценке 1, ответ «Нет», оценке 0.
- 8 этап. На основе оценки количественных, качественных и релейных показателей с учетом весовых коэффициентов рассчитывают интегральную оценку поставщика. Поставщику, имеющему большую интегральную оценку, присваивается рейтинг 1, следующему – рейтинг 2 и т.д.
Бальный экспертный метод
Бальный метод – упрощенный вариант метода рейтинговых оценок, описанного выше. Алгоритм его в следующем:
- определяется ряд критериев оценки поставщика;
- оценивается значимость каждого критерия при помощи весового коэффициента;
- каждый поставщик экспертно оценивается по бальной шкале, наивысший балл присваивается поставщику с лучшей характеристикой по данному критерию;
- баллы по каждому поставщику суммируются и умножаются на весовой коэффициент;
- выбирается поставщик, получивший наибольший суммарный бал.
Преимущество метода – простота (по сравнению с методом рейтинговых оценок, описанным ранее), недостаток – высокая субъективность оценок.
Метод оценки затрат
Суть метода оценки затрат в следующем: весь анализируемый процесс закупки делится на несколько возможных вариантов и для каждого тщательно рассчитываются все издержки, в том числе возможные логистические риски. Из набора альтернатив по критерию общих издержек выбирается наиболее выгодный.
В расчет могут быть включены следующие виды затрат, связанные с закупкой у конкретного поставщика:
- издержки, связанные с установлением деловых контактов с поставщиком (командировки, переговоры);
- затраты, связанные с исследованием качественных показателей продукта у разных поставщиков;
- затраты на транспортировку товара;
- оплата, экспедиторских, таможенных, страховых услуг и прочие логистические издержки по доставке;
- возможные потери и дополнительные затраты, связанные с низкой надежностью поставщика.