Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Алгоритм выбора поставщика

Алгоритм выбора поставщика включает определенные этапы, рассмотрим их подробнее.

Этап 1. Сбор информации о поставщиках

Замечание 1

Прежде чем выбрать поставщика, необходимо собрать максимально полную информацию обо всех альтернативах.

Источниками информации о поставщиках могут быть:

  • интернет, в том числе поисковые системы, специализированные сайты, интернет-каталоги, интернет-реклама, электронные закупочные системы;
  • пресса, в том числе специализированные журналы, объявления в СМИ, реклама;
  • выставки и ярмарки;
  • личные контакты;
  • рекомендации конкурентов, партнеров по бизнесу.

Этап 2. Предварительный отбор поставщиков

На основе собранной информации о поставщиках выбираются те, которые удовлетворяют принципиальным требованиям: обладают достаточной квалификацией и репутацией, предлагают товар по цене не выше установленной и др.

На этапе предварительного отбора формируется список потенциальных поставщиков, которые подлежат оценке.

Этап 3. Выбор критериев оценки

Для адекватной оценки поставщика необходимо выбрать один или несколько критериев, по которым будет производиться отбор. Критериями оценки могут быть: качество товара, надежность поставщика, цена товара и другие.

Если поставщик оценивается по нескольким критериям, то для каждого критерия должен быть установлен весовой коэффициент, определяющий его значимость для предприятия. Этот весовой коэффициент можно определить экспертно на основе ранжирования критериев по формуле:

Алгоритм выбора поставщика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

где $ri$– ранг, присвоенный $i$-му показателю экспертом, при этом критерии ранжируются по убыванию значимости; $N$ – количество учитываемых показателей.

«Алгоритм выбора поставщика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Этап 4. Количественная оценка поставщиков по выбранным критериям

Замечание 2

Чтобы выбор поставщика был обоснованным, необходимо его количественно оценить.

Для осуществления оценки рекомендуется все учитываемые критерии разделить на три группы:

  1. количественные показатели, которые оцениваются численно, теоретически их значения можно получить без экспертов на основе объективной информации (например, цена, срок доставки и др.);
  2. качественные показатели, которые оцениваются атрибутивно экспертами (хорошо, отлично, плохо и др.);
  3. релейные или бинарные показатели, к ним отнесены такие, которые принимают только два значения «да», «нет».

При обработке количественных показателей для каждого критерия выбирается эталонное значение из анализируемых предложений поставщиков. Если в качестве эталонного выбрано наибольшее (например, надежность поставки) то все значения критерия других поставщиков делятся на него, если в качестве эталонного выбрано наименьшее (например, цена), то выполняется обратное действие.

Обработка качественных показателей по шкале желательности Харрингтона. Суть ее в следующем: каждой атрибутивной экспертной оценке качества (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо и т.п.) соответствует количественная оценка, принимающая значение от 0 до 1. Например, оценке отлично соответствует значение по шкале Харрингтона близкое к единице, оценке «скверно» − значение близкое к нулю.

Обработка релейных (бинарных) показателей предполагает, что ответ «Да» соответствует оценке 1, ответ «Нет», оценке 0.

Поставщиков также можно количественно оценить бальным методом, для этого эксперты оценивают поставщиков по каждому критерию по некой бальной шкале, наивысший балл присваивается поставщику с лучшей характеристикой. Преимущество такого полхода простота и отсутствие необходимости сбора большого количества информации, недостаток – высокая субъективность оценок.

После проведении количественной оценки определяется суммарная оценка по каждому поставщику.

Этап 5. Окончательный выбор поставщика

На основе количественной оценки присваивается рейтинг каждому поставщику. Поставщику, имеющему большую интегральную оценку, присваивается рейтинг 1, поставщику со второй по величине интегральной оценкой – рейтинг 2 и т.д.

На основе полученного рейтинга принимаются решения о выборе или смене одного или нескольких поставщиков, решения об изменении структуры поставок, условий заключенных контрактов и др.

Дата написания статьи: 02.12.2016
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot