Логистика между Россией и Китаем - это система организационно-экономических, инфраструктурных и правовых отношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, которые непосредственно сказываются на движении материальных и сопутствующих им потоков между источниками сырья, хозяйствующими субъектами и конечными потребителями.
Объяснение необходимости развития логистики между Россией и Китаем
Между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в последние годы быстро увеличивается объем торговли. Так, в 2021 году товарооборот России и Китая достиг рекордных 146,88 миллиардов долларов, что на 35,8% больше, чем годом ранее. Китай поставил продукции на сумму 67,56 миллиардов долларов, а Россия на 79,32 миллиардов долларов.
Данным фактом обуславливается стремительное развитие логистического взаимодействия между двумя странами. Транспортировка материальных ресурсов и готовой продукции из одной страны в другую требует наличия соответствующей инфраструктуры и благоприятных организационно-правовых условий.
Кроме того, транспортные пути сообщения на российско-китайском направлении являются частью более крупного международного торгового пути, который, с одной стороны, соединяет страны Европейского союза, а с другой стороны, страны Юго-Восточной Азии. В связи с этим в развитии логистики между Россией и Китаем заинтересованы не только две указанные страны, но и большее количество участников внешнеторговой деятельности.
Транспортная связь России и Китая
Доставка грузов между Россией и Китаем с учетом масштабной протяженности общей сухопутной границы двух стран и наличия нескольких десятков пограничных пунктов пропуска активно осуществляется несколькими видами транспорта. Прежде всего, используется морской, авиационный, сухопутный и смешанный виды транспортировок.
Основными морскими портами Китая, которые принимают грузы в рамках международной торговли (в том числе, из России) являются порты Нинбо-Чжоушань, Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу-Шэньчжэнь, Циндао, Далянь, Циньхуандао, Инкоу, Жичжао, Яньтай, Ляньюньган, Чжаньцзян. Со стороны Российской Федерации в торговле с китайскими партнерами в основном принимают участие такие морские порты, как Санкт-Петербургский морской порт, порт г. Новороссийска, грузовой порт г. Владивостока, порт Находка, а также порты украинского города Одесса и финский грузовой порт «Котка» близ границы с Россией.
Большинство российских товаров в Китай направляются из порта Находка. В свою очередь, китайские товары преимущественно прибывают в Россию через грузовой порт г. Владивостока.
Регулярные и чартерные рейсы воздушными суднами между городами России и Китая осуществляют несколько крупных национальных авиакомпаний. Со стороны России подобные услуги оказывают авиакомпании «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», Владивостокавиа, «Волга - Днепр»; со стороны Китая - «Air China», Hainan Airlines, Восточные китайские авиалинии. Авиационным сообщением соединены российские города Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Иркутск, Челябинск, Владивосток и китайские города Пекин, Шанхай, Гонконг, Гуанчжоу, Харбин, Далянь, Сянган.
В последние годы активно растет товарооборот приграничной и межрегиональной торговли. Поэтому его в настоящее время обслуживают около 30 железнодорожных, автомобильных и пешеходных погранпереходов с различной степенью оснащенности. В частности, основными железнодорожными погранпереходами являются «Манчжурия-Забайкальск» (Забайкальский край) и «Суйфэньхэ-Гродеково» (Приморский край), которые имеют дальнейший выход на Транссибирскую магистраль. Помимо этого, для железнодорожных перевозок используется транзитные железнодорожные погранпереходы, которые пролегают через территории Казахстана и Монголии.
Направления развития логистики между Россией и Китаем
Увеличение объемов экономического взаимодействия двух стран, которое подкрепляется политическим сотрудничеством на самом высшем уровне власти, способствует ускорению и углублению развития логистики между Россией и Китаем. По данному поводу у экспертов сформировалось несколько рекомендаций, которые они советуют правительствам обеих стран реализовать в ближайшие годы. Основные рекомендации звучат следующим образом:
- Совершенствование существующего координационного механизма российско-китайской логистики;
- Увеличение объемов строительства транспортно-логистической инфраструктуры (в частности, путем ускоренной модернизации железнодорожных станций, аэропортов, речных портов и иных подобных объектов);
- Установление взаимных контактов и организация проведения совместных научно-исследовательских работ в области логистической деятельности с целью обмена опытом;
- Обеспечение интенсивного развития единых региональных логистических информационных систем в пограничных районах обеих стран в целях взаимного увеличения объема и использования необходимой информации, результатом чего должно стать повышение уровня управления логистикой в данных районах;
- Углубление интеграции логистики в пограничных районах России и Китая, создание в пограничных городах интеграционных и комплексных логистических центров.
Большая часть ответственности за развитие координации и связей России и Китая должна лечь на органы управления в пограничных районах двух стран. В частности, они должны вмести решить периодически возникающие проблемы и преодолеть существующие технические и институционные препятствия. Реализация перечисленных мер способствует тому, что логистика в этих районах начнет оказывать на торгово-экономическое сотрудничество повышенное воздействие, прежде всего, в виде увеличения взаимного товарооборота.