Логистический сервис - это разновидность сервиса, суть которого заключается в организации потребителям материального потока в процессе поставки им продукции соответствующих услуг.
Общее представление о логистическом сервисе
Достижения логистики в последнее время воспринимаются специалистами как одни из новых форм и методов управления, которые будут способствовать оздоровлению отечественной экономики. Напомним, что логистика - это наука и практическая деятельность; объектом логистики являются потоки, т.е. находящиеся в движении ресурсы различного вида. Одной из форм логистической деятельности, которая приобрела популярность в последнее время, является логистический сервис.
Логистический сервис представляет собой частную разновидность сервиса, т.е. деятельности по оказанию услуг. В данном случае оказание услуг направлено на потребителей материальных и сопутствующих им потоков. Поскольку логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения, суть оказываемых услуг заключается в обеспечении на достойном уровне эффективности осуществления процесса поставки продукции потребителям.
Перед началом работ по оказанию логистических услуг предприятие определяется с собственной политикой в сфере обслуживания, а также составляет планы реализации этих работ (т.е. осуществляются целеполагание и планирование). Затем все работы, которые могут вестись в рамках логистического сервиса, обычно подразделяются на три основные группы:
- Предпродажные работы, которые всегда являются бесплатными для покупателей заключаются в формировании системы логистического сервиса - включают в себя консультирование, подготовку изделий, обучение покупателей сотрудниками, демонстрацию продукции в эксплуатации, обеспечение необходимой документацией, устранение возникших неполадок, монтаж и регулирование оборудование (его приведение в рабочее состояние) и др.;
- Работы по показанию логистических услуг, что осуществляется в процессе непосредственной продажи товаров - включают в себя подбор ассортимента, упаковку, формирование грузовых единиц, обеспечение надежности доставки, предоставление информации о прохождении грузов и др.;
- Послепродажный логистический сервис - включает в себя гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен, консультации по строительным вопросам, организацию шеф-монтажа, осмотр проданной техники, проведение необходимых профилактических работ, замена сломавшихся частей и т.д.
Конкурентоспособность предприятий
Важной характеристикой любого предприятия, который функционирует в рамках рыночных условий хозяйствования, является его конкурентоспособность. Эти понятием называют качество, свойство, признак, присущий предприятию и выражающий его способности и возможности насчет наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей и получения, тем самым, максимальной прибыли.
Кроме того, конкурентоспособностью предприятия различные авторы называют его:
- Способность выпускать конкурентоспособную продукцию;
- Способность адаптироваться к изменяющимся условиям конкуренции;
- Способность приносить прибыль в размере не ниже заданной прибыльности;
- Способность эффективно использовать производственный, кадровый и финансовый потенциалы;
- Способность выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими хозяйствующими субъектами;
- Способность удовлетворять имеющийся на рынке спрос.
Согласно положениям экономической науки и накопленному практическому опыту, конкурентоспособность предприятия является одним из главных факторов получения им прибыли. Недостаточный уровень конкурентоспособности в конечном итоге может привести к банкротству предприятия. Поэтому последний заинтересован в его повышении и поддержании на высоком уровне. Решение этой задачи состоит в оказании воздействия на факторы конкурентоспособности. В частности, в отдельных случаях одним из этих факторов является логистический сервис.
Влияние логистического сервиса на конкурентоспособность предприятия
Логистический сервис выступает в качестве фактора конкурентоспособности предприятия, поскольку многие конечные и промежуточные потребители при выборе поставщика принимает во внимание его возможности по поводу обеспечения поставки продукции. Потребители в большей степени склонны к взаимодействию с теми поставщиками, которые отличаются высоким качеством логистического обслуживания.
Для того чтобы оценить качество логистического сервиса и, соответственно, степень его положительного или отрицательного влияния на конкурентоспособность предприятия, требуется проанализировать ряд ключевых с точки зрения обслуживания потребителей параметров. К таковым, например, относятся следующие параметры:
- Время от получения заказа до доставки продукции;
- Наличие возможности осуществить доставку продукции по требованию;
- Стабильность и надежность снабжения;
- Полнота выполнения заказа и степень его доступности;
- Удобство для клиентов механизма размещения и подтверждения заказа;
- Объективность уровня цен на услуги, регулярность информирования о затратах на обслуживание;
- Наличие предложений о возможности предоставления кредитов;
- Эффективность технологии переработки грузов на складах;
- Качество упаковки и выполнение пакетных и контейнерных перевозок;
- Гибкость поставки, возможность выбора ее способа.
Значимость того или иного параметра зависит от сферы и масштабов экономической деятельности, от окружающей макроэкономической обстановки и т.д. Поэтому предприятиям в целях обеспечения высокого уровня конкурентоспособности необходимо адаптироваться к изменениям в рыночной действительности и усиленно работать по актуальным на данный момент направлениям.