Логистическая модель - это формализованное описание присутствующих в современной экономике логистических явлений и процессов, которое дает возможность сосредоточиться на главных элементах логистической системы и их взаимосвязях.
Логистика в современной экономике
В сфере международного товарного обращения в последние годы произошли существенные преобразования. В их основе лежит реализация концепции, принципов и методов логистики. Логистика представляет собой науку и практику управления движением материальных и сопутствующих им потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Сейчас широкое распространение получило расширительное толкование логистики. В соответствии с ним логистика включает в себя:
- во-первых, планирование, организацию и контроль за движением на предприятии материалов, финансов, информации, труда и прочих ресурсов;
- во-вторых, принятие мер, которые направлены на доставку необходимого количества востребованной готовой продукции с наименьшими затратами в установленное время и в нужное место;
- в-третьих, деятельность, которая связана с выполнением функций снабжения, транспортировки, производства, складирования, сбыта и др.
Таким образом, логистика на сегодняшний день является крупной хозяйственной системой, которая охватывает не только деятельность одного отдельно взятого предприятия, но и хозяйственные связи многих предприятий. В данном случае следует говорить о цепочках поставок, которые связывают между собой ряд предприятий из добывающей, обрабатывающей промышленности, транспорта, торговли и др.
А поскольку одной из главных тенденций развития современной экономики является глобализация, то принципы логистики начинают действовать уже на международном уровне (на мировых рынках). Отсюда можно сделать вывод о том, что справедливо говорить о наличии и реализации, так называемой, логистической модели международного рынка.
Понятие и признаки логистической модели международного рынка
Логистическая модель международного рынка представляет собой упрощенное, формализованное описание международного рынка с точки зрения присутствия в нем логистических явлений и процессов, т. е. с помощью логистической модели можно отвлечься от второстепенных элементов мировой экономической системы и сосредоточиться на главных элементах и их взаимосвязях.
Логистическая модель международного рынка характеризуется как достаточно сложная и неоднородная. В связи с этим у участников международных экономических отношений могут возникнуть сложности с тем, чтобы оптимизировать свою логистическую деятельность.
В частности, отличительными признаками логистической модели современных международных рынков на сегодняшний день называются следующие явления:
- разные регионы и страны мира нуждаются в продукции разных типов;
- продукты сами по себе не гарантируют хозяйствующим субъектам выполнение глобальных операций;
- иногда потребители могут отвергнуть некоторые глобальные виды продукции из-за отсутствия их положительного восприятия;
- глобальная конкуренция требует большого количества человеческих и технических ресурсов, которых у организаций зачастую не хватает;
- не все организации и не во всех случаях могут создавать необходимые для конъюнктуры международного рынка структуры и разрабатывать правильные стратегии;
- менеджеры в различных регионах и странах мира направлены на достижение разных целей и используют для этого разные структуры;
- имеют место существенные культурные и экономические различия, которые затрудняют координацию предприятий на международном уровне;
- каждый регион и даже страна обладают собственной инфраструктурой и ее элементами.
Варианты логистической деятельности на международном рынке
Перечисленные признаки нынешней логистической модели международного рынка обуславливают различные подходы организаций к выходу на международные рынки и к работе на них. Так, на данный момент можно перечислить следующие варианты международной логистической деятельности предприятия:
- лицензирование или франчайзинг;
- экспортирование готовой продукции;
- создание местной распределительной сети;
- экспортирование деталей, их местная сборка и окончательная доводка;
- полномасштабное местное производство;
- учреждение совместного предприятия с местной компанией.
Лицензирование или франчайзинг предполагает выпуск местными организациями продукции, которая поставляется от имени иностранной компании. За право пользования именем иностранной (как правило, всемирно известной) организации местные организации выплачивают ей часть своей прибыли. Кроме того, иностранная компания может устанавливать объемы выполняемых операций, процедуры проверки качества выпускаемой продукции, поставщиков и т. д.
Экспортирование готовой продукции заключается в выпуске компанией продукции на своих действующих предприятиях, после чего она продается дистрибьютору, который занимается обслуживанием нового для компании рынка. Стоит отметить, что действия дистрибьютора во многом определяют уровень потребительского спроса, который должен быть удовлетворен производством.
Иностранная компания может выпускать продукцию на ныне действующих предприятиях, создав при этом собственную местную распределительную сеть на новом рынке. Таким образом, компания заменяет местного дистрибьютора на свою дочернюю структуру.
Еще один вариант предполагает выпуск компанией большей части продукции на ныне действующих предприятиях. В то же время на новом рынке открываются вспомогательные предприятия, куда поставляются детали. Затем они собираются и окончательно доводятся до состояния готовой продукции.
Полномасштабное местное производство означает открытие компанией на местном рынке предприятия с полным циклом производства, при этом возможно как создание нового предприятия «с нуля», так и покупка местной компании. Благодаря этому компания получает доступ к местным профессиональным навыкам, умениям и знаниям.
Структуры большего масштаба можно открывать путем формирования партнерств, посредством которых распределяется риск. Кроме того, открытие совместных предприятий означает наличие совместной собственности и больший доступ участников к необходимым профессиональным навыкам, умениям и знаниям. Нужно сказать, что во многих странах доля иностранцев в совместном предприятии ограничена размером в 49 %.