Подвижной состав - это совокупность транспортных средств хозяйствующих субъектов, которые предназначены для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок.
Вид груза как критерий выбора подвижного состава
Для того чтобы успешно провести грузовую перевозку, предприятиям необходимо первоначально правильно выбрать используемый для решения этой задачи подвижной состав. Речь идет про группу конкретных транспортных средств, которые способные транспортировать необходимый груз (как с количественной, так и с качественной точки зрения) при минимальных затратах.
Выбор подвижного состава осуществляется предприятия на основе нескольких основных критериев. В первую очередь, перевозчики должны обратить внимание на то, к какому виду относится груз по способу выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Именно после решения этого вопроса определяется вид транспорта, который предприятию нужно использовать в рамках этой грузовой перевозки.
В большинстве случаев различают следующие разновидности груза по способу погрузки-разгрузки и наиболее подходящий для него транспорт:
- Навалочный груз - это груз, который характеризуется сыпучестью, из-за чего во время его транспортировки невозможно использовать тару и упаковку (это, например, уголь, руда, песок, цемент, гравий, зерно, мука, сахар и др.); для перевозки груза из подобной группы понадобятся автомобили и автопоезда с самосвальными кузовами.
- Штучный груз - это груз, который можно передвигать и грузить «поштучно» (т. е. необходимость специальных дополнительных транспортировочных емкостей отсутствует), как используя тару и упаковку, так и обходясь без нее (это, например, мебель, строительные изделия, машинное оборудование, транспорт и др.); для перевозки груза из подобной группы понадобятся автомобили с закрытым кузовом типа «фургон» или контейнеры.
- Наливной груз - это груз в жидком агрегатном состоянии, из-за чего он может перевозиться только наливом (это, например, нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, молоко, вода и др.); для перевозки груза из подобной группы понадобятся автомобили-цистерны, либо контейнер-цистерны.
Погрузочно-разгрузочные средства как критерий выбора подвижного состава
Следующим критерием выбора подвижного состава является наличие (отсутствие) средств для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Имеют место случаи отсутствия экономической целесообразности для наличия в пунктах погрузки или разгрузки стационарных погрузо-разгрузочных средств. Тогда хозяйствующим субъектам лучше использовать автомобили-самопогрузчики.
На эти транспортные средства установлены средства механизации, которые, с одной стороны, уменьшают полезную грузоподъемность автомобиля на величину своей массы и снижают его производительность, но с другой стороны, позволяют уменьшить затраты трудовых ресурсов и простои автомобиля при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Отсюда следует часто встречающаяся эффективности применения автотранспортных средств такого типа.
Автомобили и автопоезда, чье предназначение состоит в выполнении грузовых перевозок между пунктами, которые оснащены высокопроизводительными средствами стационарной или другой механизации погрузочных и разгрузочных работ (речь идет про краны, экскаваторы, транспортеры, бункеры, автопогрузчиками, автомобилеопрокидыватели и др.), могут быть выбраны только в том случае, если они являются приспособленными к использованию подобных устройств.
Масса и объем груза как критерий выбора подвижного состава
Выбор предприятием подвижного состава для совершения грузовой перевозки во многом обуславливается фактическими массой и объемом груза. Завод-изготовитель обычно устанавливает грузовым автомобилям номинальную грузоподъемность, которая показывает максимально допустимую нагрузку. На основе данного показателя проводят классификацию грузовых автомобилей, которые объединяются в следующие группы:
- автомобили особо малой грузоподъемности (до 0,5 тонн);
- автомобили малой грузоподъемности (от 0,5 до 2 тонн);
- автомобили средней грузоподъемности (от 2,1 до 5 тонн);
- автомобили большой грузоподъемности (от 5,1 до 15 тонн);
- автомобили особо большой грузоподъемности (свыше 15 тонн).
Условия доставки как критерий выбора подвижного состава
После определения требуемой грузовместимости автотранспортного средства необходимо рассмотреть груз на предмет наличия или отсутствия потребности в соблюдения особых условий доставки. В данном случае имеет резон обратить отдельное внимание на следующие разновидности грузов:
- Скоропортящиеся грузы - это грузы требуют соблюдения определенного режима температуры и влажности воздуха (поэтому, например, используются изотермические и рефрижераторные автомобили), а также быстрой скорости доставки (это, прежде всего, продукты питания).
- Тяжеловесные грузы - это грузы, чья масса превышает нормативные и предельно допустимые с точки зрения нагрузки на транспортное средство (это, например, станки, тяжелая строительная техника и др.).
- Крупногабаритные (негабаритные) грузы - это грузы, которые превышают хотя бы один из параметров (длину, высоту, ширину) по предельным габаритным размерам подвижного состава (это, например, трубы, крупные транспортные средства и др.).
К условиям доставки груза еще можно отнести дорожные условия. Их тоже можно рассматривать в качестве одного из критериев выбора подвижного состава. В связи с этим перевозчикам вовремя составления маршрута нужно выяснить, есть ли на пути следования дороги, которые могут быть оценены как труднопроходимые, с габаритными ограничениями, горные (имеющие значительные уклоны).
Таким образом, предприятия осуществляют выбор подходящего подвижного состава, как правило, на основе целой системы критериев.