График движения поездов - это графическое отображение процесса движения поезда в декартовой системе координат, в которой горизонтальная ось отображает время (в минутах), а вертикальный ось отображает расстояние (в километрах).
Основные сведения о графике движения поездов
Движение грузовых и пассажирских поездов на железнодорожном транспорте, как правило, осуществляется по графику. График движения поездов – это графическое отображение данного процесса на масштабной сетке, которая по сути является прямоугольной (декартовой) системой координат. Горизонтальная ось (ось абсцисс) используется для отображения времени в минутах, а вертикальная ось (ось ординат) используется для отображения расстояния в километрах. Следовательно, график движения выражает зависимость между тем путем, который был пройден поездом, и временем его хода.
Движение поезда между раздельными пунктами (станциями, обгонными пунктами, разъездами, путевыми постами) выражается горизонтальными линиями самой сетки. Сам поезд принимается за материальную точку. Кроме того, изображения на графике еще удостаивается дополнительная информация по поездам (например, номер, масса и длина поезда, серия локомотива и др.).
График движения поездов – это разновидность графика движения на транспорте, которая в настоящее время используется во многих странах мира. График движения поездов является планом всей эксплуатационной работы железных дорог, на основе которого организуют грузовые и пассажирские перевозки.
Условием обеспечения железнодорожного движения строго по графику является точное выполнение технологического процесса работы всех подразделений железной дороги, которые каким-либо образом связаны с движением поездов. Такими подразделениями являются:
- станции;
- локомотивные и вагонные депо;
- тяговые подстанции;
- пункты технического обслуживания;
- дистанций пути и др.
График движения поездов объединяет и координирует работу выше перечисленных подразделений. Благодаря этому возникает возможность для осуществления необходимого взаимодействия между подразделениями.
На данный момент можно утверждать, что график движения поездов предназначен для обеспечения следующих аспектов работы железнодорожного транспорта:
- выполнение плана пассажирских и грузовых перевозок;
- безопасность движения поездов;
- использование провозной и пропускной способности участков и перерабатывающей способности железнодорожных станций с наибольшей эффективностью;
- использование подвижного состава с высокой производительностью;
- выполнение непрерывной работы бригад локомотивов в рамках установленной продолжительности;
- выполнение работ по текущему содержанию пути и сопутствующих инфраструктурных объектов.
График движения поездов используется в качестве основы для составления расписания – документа календарного типа, в котором по каждому раздельному пункту указано время, когда поезда прибывают и отправляются.
Составление графика движения поездов
График движения поездов обычно составляют на стандартной сетке (системе координат), которая в большинстве случаев характеризуется определенном масштабом времени (для него 4 миллиметра равны 10 минутам) и определенным масштабом расстояний (для него 1,5 миллиметра равны 1 километру). Отсюда следует разделение на сетке каждого часа с помощью вертикальных линий на шесть десятиминутных интервалов. Особым образом выделяют получасовые деления - для этого используют штриховую линию. Оси раздельных пунктов обозначаются горизонтальными линиями.
Движение точки по графику оставляет след в виде прямой, которая соединяет точки отправления и прибытия поезда на смежных раздельных пунктах. Основным допущением для такого соединения является следование поезда по перегону с одинаковой скоростью, хотя на самом деле она изменяется (в частности, перед остановкой поезд замедляется, а после отправления = разгоняется). Скорость движения поезда можно охарактеризовать через угол наклона прямой к горизонтали.
Нечетные поезда наносятся на график движения сверху вниз. Принцип нанесения четных поездов обратный — снизу вверх. В тех точках, где линия движения поездов в тупых углах пересекается с осями раздельных пунктов, ставится последняя цифра времени прибытия, отправления или проследования поездов. Эта цифра указывает число минут сверх целого десятка.
Для того чтобы составить график движения поездов, необходимо определить его основные элементы, а именно:
- время хода поездов различных категорий по перегонам – устанавливается в результате тяговых расчетов, а также проведения опытных поездок и учета достижений передовых машинистов;
- продолжительность стоянки поездов на станциях в связи с необходимостью выполнения операций, связанных с техническим обслуживанием, грузовыми и пассажирскими перевозками - определяется категорией поездов, типом станции и технологическим процессом ее работы;
- станционные интервалы - это минимально необходимые промежутки времени для выполнения операций в процессе приема, отправления и пропуска поездов, которые определяются через построение графика выполняемых операций с учетом конкретных условий работы;
- интервалы между поездами в пакете - равны наименьшему количеству времени, которое необходимо для обеспечения безопасного движения на нормальных скоростях по перегонам одного поезда вслед за другим поездов;
- время, в течение которого локомотивы находятся на станциях депо и в пунктах оборота – определяется в результате хронометражных наблюдений путем применения передовых приемов работы.
Кроме того, данными, которые нужны для составления графика движения поездов, являются размеры движения поездов (как пассажирских, так и грузовых), нормы массы и длины поездов и ряд других сведений.