Тариф перевозки - это ставка оплаты за услугу перевозки, которая предоставлена транспортной компаний.
Реформирование железнодорожной отрасли в ЕС
Формирование тарифов железнодорожных перевозок в странах Европейского союза стартовало в 1991 г. после принятия Директивы, которая объявляла о реформе железнодорожной отрасли в Европе. Реформирование железнодорожной отрасли на территории ЕС преследовало следующие основные цели:
- успешное проведение реструктуризации и приватизации государственных предприятий железнодорожного транспорта;
- предоставление железнодорожным перевозчикам доступа к транспортной инфраструктуре и введение платы за это предоставление;
- введение запрета на перекрестное субсидирование грузовых и пассажирских перевозок;
- осуществление специализации направлений по видам железнодорожных перевозок.
Необходимо принять во внимание, что реформирование железнодорожного транспорта в странах Европейского союза происходило с учетом национальных и региональных особенностей, а также с учетом изменения состава участников ЕС (точнее говоря, добавления в объединение новых стран-членов).
Аналитики утверждают, что процессы реформирования железнодорожного транспорта отличались неравномерностью. В связи с этим среди стран Европейского союза выделялись, во-первых, страны - «передовики», во-вторых, государства, которые проводят реформы «согласно графику», в-третьих, «отстающие» страны, и в-четвертых, страны, которые только приступают к реформам на железнодорожном транспорте.
Перед началом претворения в жизнь мероприятий в рамках реформы необходимо было проанализировать позиции железнодорожной отрасли в социально-экономическом сегменте государств ЕС. С этой целью изучались такие показатели, как транспортоемкость валового внутреннего продукта ЕС в части железнодорожного транспорта (т.е. отношение грузооборота железных дорог в натуральном выражении на единицу внутреннего валового продукта в стоимостном выражении) и плотность путей сообщения общего пользования, в том числе железных и автомобильных дорог) по территории государств ЕС.
В общем перевозочном процессе железнодорожный транспорт занимает небольшую долю. В связи с этим европейские перевозчики действуют по свободным тарифам. Данный подход способствует решению главной и весьма актуальной на сегодня задачи, а именно – повышению конкурентоспособности. Кроме того, данная задача решается путем применения следующих методов:
- регулирование тарифов оплаты за пользование железнодорожной инфраструктурой;
- распределение финансирования инфраструктуры между пользователем и государством;
- выполнение перевозок на единой железнодорожной сети операторами любой страны – члена ЕС.
Политика стран ЕС в сфере железнодорожных тарифов
Государственная политика ФРГ в сфере железнодорожного транспорта направлена, прежде всего, на обеспечение пассажирам более низких тарифов с высоким качеством обслуживания. Ради реализации данного стремления был разработан и внедрен в практическую жизнь механизм выбора перевозчика федеральными землями, который представлен, в первую очередь, процедурами тендера.
Федеральные земли имели выбор между перевозчиками. После определения самого эффективного из них с ним заключался договор осуществления перевозочной деятельности. При этом финансовая ответственность за пассажирские перевозки в 1994 году были переданы с федерального уровня на региональный. Взамен этого на уровне федерального бюджета были созданы региональные фонды, в которых размещались миллиарды евро. Кроме того, владельцем транспортной инфраструктуры оставалось государство.
В настоящее время в тендерах побеждают различные частные операторы, что способствует развитию конкуренции на рынке и приводит к существенному росту объема перевозок. Конкурентная среда вынуждает компании-перевозчиков оптимизировать свои расходы, снижать тарифы на перевозки, повышать качество обслуживания и производительность.
Таким образом, механизм финансирования железнодорожных пассажирских перевозок в Германии основан на субсидировании из государственного и регионального бюджетов, а также на развитии конкурентной среды между операторами, что неминуемо приводит к снижению тарифов, которые выступают в данном случае инструментом повышения конкурентоспособности.
В Великобритании сфера железных дорог управляется в рамках государственной собственности. Государственная компания Network Rail, которая является владельцем и оператором транспортной инфраструктуры, а также ряд исполнительных органов власти реализуют в стране систему франшизы. Т.е. между крупными компаниями проводятся торги за право осуществлять перевозочную деятельность на определенном участке сети. Победитель торгов может реализовать свое право при соблюдении требований к таким показателям как провозная способность, объем перевозок, а также определение объема финансирования.
Следовательно, уровень тарифов железнодорожных перевозок в Великобритании во многом определяется централизовано - государственными органами и компаниями, которые предъявляют значительные требования к перевозчикам и осуществляют субсидирование их деятельности. Несмотря на отсутствие конкуренции, приемлемый уровень тарифов для населения обеспечивается ответственностью правительственных органов за проведение социально ответственной политики в стране.
Таким образом, на рассмотренных примерах Германии и Великобритании можно сделать вывод, что в странах Европейского союза практикуют различные подходы к регулированию тарифов железнодорожных перевозок, что обусловлено национальными историческими и социально-экономическими особенностями.