Материально-техническая база - это совокупность вещественных элементов производственного процесса, которые представлены средствами и предметами труда.
Транспортное предприятие и его производственные процессы
Эффективность (производительность, рентабельность, качество) использования транспорта для перевозки грузов и пассажиров определяется, прежде всего, технической готовностью транспортных средств. Она характеризуется через такое понятие, как материально-техническая база.
Материально-техническая база представляет собой совокупность вещественных элементов производственного процесса, а именно - средств и предметов труда. Рассматривая деятельность транспортных предприятий, необходимо говорить о существовании двух разновидностей производственного процесса, сущность которых предопределяет конкретный состав материально-технической базы.
Первая разновидность производственного процесса представлена выполнением пассажирских и (или) грузовых перевозок. Речь идет про оказание транспортных услуг, что включает в себя перевозку, транспортно-экспедиционные операции, погрузо-разгрузочные работы. Вторая разновидность заключается в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава.
Характер выполнения производственных процессов, особенности их осуществления являются базовыми в организации деятельности транспортного предприятия. В связи с этим технологическое исполнение этих процессов необходимо реализовать наиболее рациональным (оптимальным) образом.
От решения вопросов, связанных с материально-технической базой, во многом зависит текущий уровень экономической эффективности. Так, потребность в ресурсах, производительность труда транспортного предприятия, техническое состояние транспортных средств изменяются в силу возникновения (развития) или, наоборот, разрешения таких проблем, как:
- значительное отставание материально-технической базы транспорта от роста транспортного парка предприятия;
- недостаточное оснащение материально-технической базы транспорта средствами механизации производственных процессов;
- создание и функционирование транспортных предприятий (особенно, ведомственных) в сравнительно малых размерах и др.
Материально-техническая база транспорта
Материально-техническая база транспорта делится на предмет труда и средства труда. Предмет труда - это, как правило, сырье, которое полностью потребляется за один производственный цикл, перенося, тем самым, всю свою стоимость в стоимость вновь произведенной продукции. Средства труда - это основные фонды, которые при сохранении своей натуральной формы принимают участие в производственных процессах длительное время (больше одного цикла), перенося свою стоимость не сразу, а по частям.
Рост и совершенствование основных фондов предприятия являются важнейшим условием увеличения объемов товарооборота, прибыли и повышения их технической оснащенности. В большинстве случаев состав и структура материально-технической базы транспорта выглядит следующим образом:
- транспортные средства - 60-70 %;
- производственные и административные здания - 20-25 %;
- сооружения и передаточные устройства - 3-8 %;
- рабочие машины и оборудование - 3-5 %;
- здания и сооружения культурно-бытового назначения - 1-4 %;
- здания и сооружения жилищно-коммунального хозяйства - 1-2 %;
- силовые машины и силовое оборудование - 1-2 %;
- инструменты и инвентарь - 1-2 %;
- фонды других отраслей производства - 1-2 %.
Структура материально-технической базы транспорта может значительно отличаться при рассмотрении различных предприятий. В частности, в качестве важных факторов выступают уровень организации производства, количественный и качественный состав транспортных средств, концентрация и специализация транспортного предприятия, климатические условия и пр.
Оценка экономической эффективности мероприятий по развитию материально-технической базы транспорта
Материально-техническая база транспорта в условиях постоянной конкурентной борьбы должна регулярно совершенствоваться. В связи с этим руководство предприятия должно разрабатывать и принимать решения о реализации определенных мероприятий. К таковым мероприятиям, например, можно отнести повышение уровня механизации погрузо-разгрузочных работ, применение прицепного состава и т.п.
Экономическая эффективность мероприятий по развитию материально-технической базы транспорта может быть оценена, в первую очередь, через оценку изменения показателей работы транспорта и других технических средств, значения которых были зафиксированы до проведения мероприятий и после.
Обычно показатели характеризуют, с одной стороны, экстенсивность, а с другой стороны, интенсивность использования машин и оборудования. Степень экстенсивной загрузки оборудования изучается через баланс времени его работы (речь идет про календарный, режимный, плановый, фактический фонды времени).
Еще к показателям экстенсивного использования материально-технической базы транспорта могут быть отнесены коэффициенты сменности работы и загрузки оборудования. Показатели интенсивного использования основных фондов отражают уровень их использования по мощности.
Помимо этого, аналитики предприятий рассчитывают две группы показателей. Стоимостные показатели, прежде всего, представлены себестоимостью продукции, рентабельностью предприятия и т.п. Натуральными показателями, например, являются размеры производственных площадей, результаты учета и инвентаризации объектов основных средств.
Таким образом, экономическая эффективность мероприятий по развитию материально-технической базы транспорта определяется с помощью системы специально разработанных стоимостных и натуральных показателей, ориентированных на оценку качества работы машин и оборудования.