Бронирование - это процедура кратковременного резервирования места в самолете на определенный рейс и дату до момента его оплаты.
Основные сведения о бронировании перевозки
Обязательным условием для перевозки пассажира, багажа, груза посредством воздушного транспорта является бронирование. Оно представляет собой процедуру закрепления на воздушном судне на определенный рейс и дату пассажирского места (для перевозки пассажира) и (или) провозной емкости (для перевозки багажа и груза).
Бронирование пассажирского места и провозной емкости для пассажира означает, что пассажир и его багаж будут транспортированы в ту дату, тем рейсом и по тому маршруту, на которые было произведено бронирование. Для того чтобы забронировать место и емкость, пассажиру нужно обратиться к перевозчику или уполномоченному агенту.
Это можно сделать как непосредственно (т. е. в пунктах продажи билетов), так и опосредовано (например, по телефону, электронной почте и т.п.). Еще сейчас большое распространение получили технологии самостоятельного бронирования пассажирами при помощи технологий специальных информационных систем.
Как правило, бронирование должно быть отражено в специализированной информационной системе бронирования перевозчика. Информация о том, что произошло бронирование места или емкости, должна быть предоставлена перевозчиком или уполномоченным агентом, соответственно, пассажиру или грузоотправителю.
Бронирование перевозок играет большую роль для удовлетворения потребительского спроса. Принципы маркетинга исходят из того, что система бронирования должна обеспечить всем клиентам удобный доступ ко всем располагаемым рейсам (удовлетворив, тем самым, все имеющиеся пожелания), а авиакомпании - эффективный контроль за состоянием загрузки каждого рейса.
Авиакомпании предпринимают активные усилия для того, чтобы не допустить отказа в перевозке запрашиваемым рейсом при подтвержденном бронировании. Они знают, что отказ в подтвержденном бронировании — это фактическая потеря клиента.
В то же время этот отказ означает потерю коммерческой загрузки, которая находит выражение в получении меньшего дохода от перевозки. Этим обстоятельством объясняются большие затраты авиакомпаний, с одной стороны, на внедрение автоматизированных систем бронирования и управления отправками, с другой стороны, на создание эффективной системы коммерческой связи.
Еще одно направление затрат связано с выплатой пассажирам компенсационных сумм в случае отказа в подтвержденном бронировании. Эта мера направлена на то, чтобы не допустить потери клиентуры в будущие периоды.
Основные сведения о продаже услуг на внутренних воздушных линиях
Продажа услуг на внутренних воздушных линиях организуется авиакомпаниями. Для решения этой важной задачи, от которой зависит успешность достижения главной цели (т.е. получения прибыли), авиакомпании предпринимают ряд действий. Сначала уполномоченные специалисты изучают и анализируют конъюнктуры национальных и международного рынков пассажирских и грузовых авиаперевозок.
Следующее направление деятельности авиакомпаний связано с составлением рекомендаций по назначению агентов авиакомпании, а также в принятии прямого участия в изучении возможностей этих агентов, что должно закончиться представлением к назначению. В результате происходит интенсивное развитие агентской сети на территории как региона постоянного пребывания авиакомпании, так и других регионов мира. Особе внимание нужно уделять подготовке и заключению агентских соглашений, а впоследствии - внесению корректив и контролю за ходом выполнения обязательств сторон.
Для организации продажи услуг, а также для взаимодействия с представительствами и агентами авиакомпании разрабатывают проекты нормативных, инструктивных и технологических документов. Вслед за этим рассчитывают и утверждают экономически обоснованные и конкурентоспособные:
- цены и тарифы для продажи международных авиаперевозок;
- тарифы для трансфертных перевозок;
- прорейтовые цены для авиакомпании.
Должны быть разработаны правила применения указанных цен и тарифов. Кроме того, авиакомпаниям необходимо разработать условия и экономические обоснования льготной продажи авиаперевозок. В настоящее время большое значение имеет организация и ведение бонусной системы стимулирования полетов пассажиров.
Авиакомпаниям рекомендовано участвовать в подготовке рекламно-информационных мероприятий, которые должны быть своевременно доведены до агентов по продаже авиаперевозок. Продажа услуг на внутренних воздушных линиях происходит быстро и бесперебойно в случае установки и обеспечения работы автоматизированной системной билетопечати в представительствах авиакомпаний и в агентствах по продаже.
С течением времени необходимо на постоянной основе внедрять новые условия продажи и обеспечивать взаимодействие агентской сети авиакомпании с транспортной клиринговой палатой авиапредприятий, а также с системой расчетов между авиакомпаниями и агентствами.
На основе стандартов и резолюций ИАТА нужно разрабатывать рекомендации по продаже авиаперевозок за рубежом. Авиакомпании необходимо проводить такую коммерческую политики, которая отвечает ее интересам в части, касающейся тарифов и условий продажи авиаперевозок.
Стоит иметь в виду, что авиакомпании, которые выполняют полеты на внутренних воздушных линиях, работают в различных условиях и вынуждены в процессе продажи услуг приспосабливаться к требованиям рынка, учитывать наличие конкурентов и их поведение. Именно продажа транспортных услуг является одним из наиболее важных факторов, которые в настоящее время определяют успех коммерческой эксплуатации авиалинии в долгосрочной перспективе.