Общая характеристика анализа и синтеза
Анализ и синтез в научном познании – это универсальные методы познания, состоящие в:
- мысленном расчленении предметов или явлений на части (выделении элементов, свойств и признаков);
- мысленном соединении частей, элементов, признаков в целое.
Окружающие человека предметы – это системы, состоящие из множества элементов, обладающих свойствами, вступающих в связи и отношения. Основной задачей научного познания является постижение мира во всей сложности его отношений и связей, в процессе развития и изменения. Сначала человек формирует для себя общую картину изучаемого предмета (или явления), характеризующуюся весьма бедным представлением о внутренней структуре, входящих в состав элементах и имеющихся связях. Чтобы раскрыть сущность предмета, необходимо обогатить это представление путем конкретизации.
Познание предполагает, что постепенно раскрываются:
- существенные признаки изучаемого предмета,
- связи между его элементами,
- взаимодействие частей.
Чтобы осуществить описанное исследование, нужно сначала разделить целостный предмет (практически или мысленно) на части, а затем:
- изучить каждую из них по отдельности (свойства и признаки),
- проследить связи и отношения,
- определить значение в целой системе.
После того, как перечисленные познавательные задачи решены, можно соединить части в целое и сформировать конкретно-общее представление, т.е. представление, базирующееся на знании внутренней природы предмета. В описанной схеме познания используются такие операции, как анализ и синтез.
Анализ и синтез представляют собой противоположно направленные универсальные операции познавательного мышления.
Анализом называется мыслительный прием, подразумевающий разъединение целостных предметов на составляющие (свойства, признаки, стороны, отношения) для разностороннего изучения.
Синтезом называется мыслительный прием, подразумевающий соединение выделенных частей (признаков, свойств, сторон, отношений) в единое целое.
Выделяют четыре типа анализа и синтеза:
- природный анализ и синтез, когда предметы разъединяются на части или части объединяются в новые предметы в соответствии с существующими в природе возможностями;
- практический анализ и синтез, когда предметы разъединяются на компоненты или части соединяются в целостности в соответствии с практическими возможностями, нереализуемыми в природе;
- мысленный анализ и синтез, когда от предметов отделяется то, что на практике и в природе отделить невозможно, и соединяется то, что по законам природы и возможностям практики соединить невозможно;
- метаанализ и метасинтез – анализ и синтез общих знаний о мире (как противоположность анализу и синтезу существующих объективно предметов).
В роли объективной предпосылки анализа и синтеза выступает структурность объектов материальной действительности, возможность перегруппировывать, объединять и разъединять их элементы. Анализ и синтез – наиболее простые (элементарные) приемы познания, лежащие в основе мышления людей. В то же время, это наиболее универсальные приемы, применяемые на всех уровнях и во всех формах познания. Иногда анализ и синтез рассматривают как автономные процессы познавательного мышления, хотя более распространена позиция, в соответствии с которой эти методы существуют в тесной взаимосвязи, в единых формах мыслительной активности.
В процессе мышления анализ объектов производится на основе особого механизма анализа через синтез, когда познаваемый объект включается в различные отношения и связи с другими объектами, что позволяет выявить его новые качества и свойства. При таком анализе целостная система не просто разъединяется на элементы; требуется выразить существенные стороны в понятийной форме. В ходе синтеза не просто объединяются элементы в структуру, но и воссоздаются общие свойства предмета в его определенных проявлениях. Поэтому разделение «аналитичность -синтетичность» опирается не столько на доминирование изолированных познавательных процессов, сколько на качественные характеристики единых аналитико-синтетических форм и процессов мышления. В научных исследованиях их используют на разных уровнях:
- на эмпирическом, изучая внешние признаки и свойства;
- на теоретическом, выясняя сущность явлений.
Как правило, в процессе научного познания анализ и синтез связаны и с другими познавательными операциями.
Закон единства анализа и синтеза
Анализ и синтез в исследовании предметов и явлений настолько тесно переплетаются, что сложно рассматривать их независимо друг от друга. Говоря о законе единства анализа и синтеза, подразумевают их постоянное взаимодействие, неразрывность, включенность в диалектический принцип единства и борьбы противоположностей.
Синтез и анализ образуют фундамент системного подхода к изучению чего бы то ни было. Все формы человеческой деятельности - производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют два аспекта познания - аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, которые образуют целое.
Закон единства анализа и синтеза формулируется следующим образом: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится к настройке на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения выполняемых функций или своей структуры». Так, если сложную систему разложить на составные части, то могут быть получены исходные элементы для образования новых систем; всякая вновь образуемая система есть комбинация элементов, входивших или входящих в другие системы. В сложных самоорганизующихся системах на основе бесконечного циклического процесса анализа и синтеза осуществляется структурная оптимизация; система отказывается от неэффективных и устаревших элементов, заменяет их на более прогрессивные. Другими словами, неразрывность и взаимодействие анализа и синтеза обеспечивают стремление системы к само-оптимизации.