Возвращение в Советскую Россию
Когда Н. Гумилёв ввернулся в Петроград, он не узнал свой родной город. Дома были обклеены плакатами с призывами к революции, повсюду висели красные флаги. Большинство магазинов были закрыты. Работали лишь булочные, где люди выстраивались в огромные очереди. Продукты купить было достаточно сложно, так как советская власть запретила частную торговлю.
Н. Гумилев встретился со своей супругой А. Ахматовой, на следующий день она попросила у поэта развод. А. Ахматова решила выйти замуж за востоковеда, поэта и переводчика В. К. Шилейко. Н. Гумилев был в недоумении от такого поворота событий, сам он считал, что у супруги не было явных причин подавать на развод.
Самые плодотворные годы творчества (1918, 1919, 1920)
В 1918 году в свет вышел сборник «Костёр», и африканская поэма «Мик», которая не произвела на публику большого впечатления. Этот период творчества Н. Гумилева характеризуется его увлечением использования пантуна - традиционного фольклорного жанра малазийской поэзии.
В сборнике «Костёр» уже не видно влияния Брюсова, это сборник самостоятельного поэта. В сборник вошло десять стихотворений, описывающих историю и пейзажи России: «Андрей Рублев», «Городок», «Змей»; в других произведениях Николай Степанович поднимает тему перевоплощения душ, тему единения человека и природы.
В этот период М. Горький занимается организацией нового издательства «Всемирная литература». К своей работе он привлекает известных писателей и переводчиков того времени. Гумилёв возглавил французский отдел. Н. Гумилёв не только делал переводы, но и создал определенные правила переводы иностранной литературы. Некоторые писатели-переводчики, например, К. И. Чуковский и А. Блок негативно встретили эти правила, однако М. Горькому они понравились.
Различные заседания и лекции издательской жизни заполонили все свободное время Н. Гумилева. Несмотря на то, что жизнь была нелегка и было много лишений, было и много важных событий. Вместе с Лозинским Н. Гумилев решает возродить издательство «Гиперборей».
В 1919 году поэт женился на Анне Николаевне Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Н. А. Энгельгардта.
Жизнь семьи Гумилёвых в советском Петрограде была несладкой. Зима 1919 года выдалась суровой, у семьи не было дров, жена с ребёнком едва ли могли согреться. Н. Гумилёву не оставалось ничего больше как разрубить дверь на дрова, но этих дров хватило ненадолго. Наконец благодаря хлопотам К. И. Чуковского семье Гумилёвых выдали дрова.
Несмотря на трудную жизнь считается что революционные годы и начало становления советской власти были самыми плодотворными годами творчества поэта. В это трудное время он чувствовал прилив энергии. Творчество этого периода отличается от раннего, на тот момент у него уже сформировалось свое мировоззрение и своя философия. Ему удавалось легко погружаться в свой поэтический мир, забывая о житейских трудностях.
В 1920 году Гумилев вошел в петроградский отдел Всероссийского Союза поэтов. В этом же году царская власть полностью утрачивает свои права. Советская же власть становится только все крепче и крепче: цензура становится жёстче, усиливаются репрессии.
Николай Гумилёв решает создать третий по счету «Цех поэтов». На квартире Гумилева регулярно происходили встречи мастеров и учеников, тематика стихов была совершенно разная, разбирали подробно каждую строку.
Роковой 1921
Начался 1921 год. В семье Гумилёвых царили неурядицы, пропитания катастрофически не хватало. Семья решает переехать в Бежецк к сестре поэта. По прибытии он узнал новость о том, что его племянник, с которым он делили трудности в своих путешествиях в Африку умер на войне. Пропитание в Бежецке было очень скудным. Н. Гумилёв обещал присылать из Петербурга деньги на продукты. Через несколько дней после своего приезда Н. Гумилёв оставив жену и дочь в доме сестры возвращается в Петроград. Там он продолжает работать в «Цехе поэтов» и писать свои собственные произведения. Жизнь поэта очень изменилась. Он так и не принял революцию и новую власть. Он имел монархические и религиозные убеждения. Друзья советовали ему не распространяться о своих взглядах. Но Н. Гумилёв не сильно переживал по этому вопросу так как против власти он не выступал и политика его вообще не интересовала.
Постепенно советская власть все сильнее и сильнее нагнетала обстановку, шли аресты бывших чиновников, священнослужителей. Необходимо было быть острожное, но Н. Гумилёв пренебрегал этой необходимостью.
В 1921 году были опубликованы два сборника поэта: «Шатёр» и «Огненный столп». Первый был написан под впечатлениями от экспедиций в Африку. Этот сборник должен был стать первой частью грандиозной задумки Н. Гумилёва по созданию «учебника по географии в стихах». Второй сборник «Огненный столп» считается вершиной творчества Н. Гумилева. Особым образом Н. Гумилев выбирал стихи, которые вошли в этот сборник. Они были сплетены идеями. Считается что сборник «Огненный столп» это продолжение книги «Костер». Типичными примерами философии Н. Гумилева можно считать три стихотворения, опубликованные под общим названием «Душа и тело». Основным мотивом этой работы является единение материального и невидимого, духовного мира.
В стране была объявлена новая экономическая политика, теперь за деньги можно было достать продукты питания. Жена Анна часто писала Гумилёву, что у нее не складывались отношения с его родственниками, продуктов не было и молока для ребенка тоже. Поэтому Гумилёв приезжает в Бежецк и увозит семью обратно Петроград.
Гумилёв познакомился с военным моряком Павловым. В последствии Павлов предложил поэту отправиться вместе с ним в Севастополь. Предложение было крайне заманчивым для Гумилева, и он не смог отказаться. Прибыв в Севастополь Гумилёв увидел следы недавних боев, которые прошли в городе, жители рассказали ему какие ужасы творились в городе.
Посетив несколько городов Крыма, Н. Гумилев отправляется в Москву, а после в Петроград.
Семья Гумилевых переезжает в Дом искусств: здесь проводились занятия кружков, располагалась столовая. В Петрограде в это время шли массовые аресты и казни. Интуитивно Н. Гумилёв предчувствовал свой скорый конец.
3 августа 1921 году Н. Гумилёва арестовали. Ему предъявили подозрения в участие в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева».
26 августа Гумилёв и еще 56 человек были расстреляны. Место их расстрела и место захоронения не известно по сей день.
Существуют три версии событий 1921 года. По первой версии Гумилёв действительно был участником заговора, этот факт подтверждают, знавши поэта эмигранты. По второй версии Гумилёв знал о заговоре, но не донес о нем. И по третьей версии заговора вообще не было, а дело было фальсифицировано ЧК.