Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жестокость в русской литературе

Что такое жесткость

Каждый день в нашем обществе происходят жестокие поступки, случаи насилия, агрессии. Жестокость проявляется в злобе, равнодушии. Свои корни жестокость обычно берет из детства, из семьи. Случается так, что человеку предстоит сделать выбор между добрым поступком и безнравственным, если человек выбирает второе, то с этого момента в его сердце поселяется жестокость. Жестокость обычно проявляется к окружающим людям, к животным, обычно к тем, кто кажется слабее. Общим для любой жестокости является то, что она разрушительна. Жесткой человек всегда понимает деструктивный характер своих действий. Жестокость не стоит путать с агрессией, агрессия обычно имеет некую направленность, то есть человек пытается себя защитить или отстоять свои права, жестокость не имеет иной цели кроме как самой жестокости.

Замечание 1

Тема жестокости часто встречается в произведениях русских писателей. Жестокость существует с давних времен, с тех самых пор как человек осознал себя человеком. Поэтому эта тема в литературе была животрепещущей во все времена.

Проблема жестокости в русской литературе на примере произведения В. Железнякова «Чучело»

Повесть Железняков была принята публикой достаточно неоднозначно и наделала много шуму. Произведение уникально тем, что в героях повести можно узнать себя, своих знакомы, обычных людей советской эпохи. Главная проблема, которую затронул Железняков в этом произведении – это проблема подростковой жесткости. Основные герои произведения:

  • Лена Бесольцева – главная героиня, новенькая ученица, которая безуспешно пытается наладить контакт с одноклассниками
  • Миронова (Железная Кнопка) – лидер класса в который попадает Лена Бесольцева, озлобленная, властная
  • Дима Сомов – мальчик из богатой семьи, единственный кто дружит с Леной, но он труслив и боится признаться в том, что рассказал учительнице о прогуле класса
  • Васильев – одноклассник Лены, слабохарактерный
  • Шмакова – главная красавица в классе, но в душе пуста
  • Попов – влюблен в Шмакову
  • Валя – корыстный и злой, растет в бедной семье, поэтому ради денег готов на все
  • Марина – воспитывается одной матерью, тоску по отцу вымещае в конфликты с окружающими
  • Николай Николаевич Бесольцев – дедушка Лены, мягкий, добрый, но нелюдимый
  • Маргарита Ивановна Кузьмина – руководитель класса, в котором учится Лена, несмотря на доброту, закрывает глаза на многое, что в нем происходит
«Жестокость в русской литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Лена Бесольцева поступает в новую школу в небольшом провинциальном городе. Она живет у своего дедушки, художника. Он ведет нелюдимый образ жизни, поэтому местные жители его недолюбливали.

Придя в новый класс, одноклассники сразу дают ей понять, что чужаков здесь не любят. Лена – добрый и открытый человек, именно эти качества так не нравятся озлобленным одноклассникам. Они дают девочке кличку «Чучело», считая ее глупой, бестолковой. Но Лена не теряет надежды наладить контакт с одноклассниками.

Единственным человеком, который общается с Леной, является Дима Сомов – в него влюблены практически все девочки класса. Между Леной и Димой завязывается дружба.

Однажды школьники всем классом решили прогулять урок и вместо него пойти в кино. Диме приходится вернуться в класс за копилкой с деньгами, там он встречает учительницу и под ее напором во всем сознается. За то, что дети прогуляли урок их наказывают отменой долгожданной поездки в Москву.

Класс пытается выяснить, кто же предатель, все безосновательно с гневом обрушиваются на «Чучело», Лена несмотря на то, что слышала разговор Димы и учительницы, не выдает его. Она надеется, что Дима сознается во всем, но трусость не дает ему это сделать.

Жестокие дети объявляют Лене бойкот, с каждым днем травля становится все невыносимее и невыносимее. Критическим моментом становится сцена сжигания чучела, которое символизирует Лену Бесольцеву. Девочка больше не может выносить издевательства, и просит дедушку уехать из города.

В конце повести на детей находит осознание того, что они сделали, их одолевают муки совести, они понимают, что гнев их был не оправдан, однако вернуть что-то уже поздно.

Выводы

На первый взгляд может показаться, что эта повесть о детской жестокости, на самом деле автор делает и другой посыл: он говорит об равнодушных взрослых, которые никак не пытались остановить травлю маленькой девочки, настоящая жестокость - это безразличие.

Взрослые люди оказались ничем не лучше подростков, чья психическая система находилась на тот момент в фазе формирования, когда действиями молодых людей управляет не здравый смысл, а лишь эмоции.

Ярким примером такого равнодушного отношения можно назвать классного руководителя класса, в котором учится Лена Бесольцева – Маргариту Ивановну Кузьмину. Несмотря на то, что она кажется читателям человеком добрым, косвенным образом она так же поощряет травлю новенькой девочки, поддерживает сильных, лидирующих учеников, но не проявляет никого внимания к более слабым. Возможно, если бы она вела иную линию, старалась бы предотвратить травлю ребенка, объяснила бы последствия бойкота для человека, не произошло бы надлома детской психики, но с ее равнодушного молчания дети продолжали совершать то, что совершали.

Еще один вопрос который Железняков затрагивает в своей повести – это проблема трусости и смелости, честности и предательства. Эта тема раскрывается в отношениях Лены Бесольцевой и Димы Сомова. Дима рассказал учительнице о прогуле класса, при этом не смог честно признаться об этом классу. Вместо него все побои на себя берет беззащитная Лена. Дима несколько раз предает Лену, учувствует в травле против нее. Девочка до последнего верит, что Сомову хватит смелости признаться в содеянном и защитить ее. Но к сожалению, этого не происходит.

Подобные ситуации не редкость в обществе, повесть Железнякова является автобиографичной, в ней он описывает проблему с которой столкнулась его племянница. Вторая линия, которая проходит красным цветом по всей повести – это позиция не сдаваться и всегда верить в лучшее. Одноклассники методично и изощренно пытаются надломить веру Лены Бесольцевой в собственное я и в доброту, в справедливость и милосердие, но Лена не сдается. В конце произведения она отвечает своим одноклассникам, что верить нужно всегда, вера – это то, что спасало маленько девочку и ее доброе сердце.

Характер Лены Бесольцевой бесспорно является одним из самых сильных в русской литературе. Маленькая девочка испытывает страх, но не смотря на него, не изменяет свои жизненным принципам, в отличии от трусливого Димы. Она одна смогла доказать всему классу, что настоящую доброту нельзя убить в человеке ни травлей, ни издевательствами.

Кратко сформулировать можно следящие темы, которые автор повести «Чучело» хочет донести до своего читателя:

  • тема детской жесткости
  • тема равнодушия взрослых
  • тема трусости и предательства
  • тема веры человека в собственные силы
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot