Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Определение 1

Герой в литературе – это действующее лицо в системе персонажей произведения, обладающее индивидуальными чертами характера, внешности, поведения, убеждениями и т.д.

Создавая положительные женские образы, русские писатели 19 века акцентировали внимание на богатстве внутреннего мира героинь, который одухотворяет их внешний облик. Такими являются, например, Лиза Калитина, Татьяна Ларина. Этот художественный принцип использовал и Л.Н. Толстой. В романе «Война и мир» женские образы играют особую роль. Они определяют поведение главных героев, но при этом имеют самостоятельное значение. Как и мужские образы, женские образы раскрывают представления автора о добре и зле, о красоте.

Статья: Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1

Писатель при изображении героинь романа использовал прием противопоставления. Он сопоставляет героинь, отличающихся по складу характера, стремлениям, убеждениям, воспитанию и стремится выразить мысль, что часто за внешней красотой скрывается притворство и пустота, а за некрасивостью – богатый внутренний мир.

В статье рассматриваются следующие образы:

  • Наташа Ростова,
  • Марья Болконская,
  • Соня Ростова,
  • Элен Курагина,
  • Анна Шерер.

Наташа Ростова и Марья Болконская

Наташа Ростова и Мария Болконская являются любимыми героинями Л.Н. Толстого. Полная жизни и движения, очаровательная, эмоциональная Наташа Ростова сразу выделяется среди сдержанных девушек-дворянок. Читатель впервые знакомится с тринадцатилетней некрасивой, но активной девочкой, которая, раскрасневшись от бега, врывается в гостиную, где свой скучный разговор ведут взрослые. В этот чинный мир вместе с Наташей врывается свежее дыхание жизни. Писатель неоднократно подчеркивает, что Наташа не была красавицей. Но ее отличает душевная красота, жажда жизни, жизнелюбие. Наташа в любой ситуации естественна и искренна, в ней нет лицемерия, притворства, кокетства.

«Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Княжну Марью воспитывал отец – самодовольный, гордый человек со сложным характером. От отца Марья Болконская унаследовала скрытность, сдержанность в выражении чувств, благородство. Князь строг, даже деспотичен с дочерью, но он ее по-своему любит и желает ей только добра. Образ княжны отличается особой привлекательностью. Писатель постоянно подчеркивает, что она была некрасивой, но читатель об этом совершенно забывает, когда проявляется лучшая часть духовного существа героини. В лаконичном портрете княжны особенно запоминаются лучистые глаза, делающие ее некрасивое лицо прекрасным в мгновения душевного подъема.

В противоположность живой, эмоциональной Наташе в княжне Болконской сочетаются смирение, сдержанность с жаждой простого человеческого счастья. Марья, не имея возможность познать радости жизни, находит утешение и радость в религии, в общении с божьими людьми. Княжна безропотно подчиняется своему деспотичному отцу не из страха, а из чувства дочернего долга. На первый взгляд княжна Болконская кажется забитой и робкой. Но в характере героини есть гордость, чувство собственного достоинства, которое проявляется в отказе от предложения Анатоля Курагина.

При всем несходстве характеров героини имеют много общего. И Наташа, и Марья наделены внутренней красотой и богатым внутренним миром. Обе героини до конца отдаются чувствам, их душевные порывы благородны и самоотверженны. Обе больше думают о других, чем о себе. И Наташе, и княжне Марье хотелось духовной жизни, нравственной чистоты, в их душе нет места злобе, обидам, зависти, несправедливости.

Женственность определяет человеческую сущность героинь Л.Н. Толстого. Обе любимые героини писателя находят счастье в семье, в заботе о муже и детях. Но сначала писатель проводит своих героинь через серьезные испытания, душевные кризисы и потрясения. Пройдя трудный путь обид и разочарований, Наташа и Марья породнились не только по крови, но и по духу. Судьба случайно свела их вместе. Героини стали не просто подругами, а духовными союзниками со своим стремление делать добро, дарить любовь, свет и красоту.

Образ Элен Курагиной

Образам Наташи и княжны Марьи в романе противопоставлен образ Элен Курагиной. Элен на глазах читателей совершает несколько предательств. За внешней красотой и блистательностью героини скрывается безнравственная, злая сущность. Как и все представители семьи Курагиных, Элен живет по закону исполнения личных желаний, не признавая никаких моральных норм. Она выходит замуж за Пьера с целью обогащения, открыто изменяет мужу, не находя в этом ничего противоестественного и постыдного. Семья ничего не значит для этой героини. Но автор не видит будущего Элен, поэтому следствием ее интриг в свете становится смерть.

Элен холодна и эгоистична, не способна осуждать себя, испытывать сострадание и сожаление.

В эпилоге писатель делится своими представлениями о подлинном назначении женщины. Л.Н. Толстой считает, что оно связано с семьей и заботой о детях. А женщины, оказавшиеся вне этого, либо превращаются в пустоту, либо становятся носительницами зла, как Элен Курагина.

Образ Сони Ростовой

Соня Ростова воспитывалась в семье Ростовых, но не была их дочерью. Родители героини давно умерли, близких родственников не было, поэтому Ростовы взяли ее к себе. Они всегда относились к девушке хорошо, ничем ее не выделяли среди своих детей. Именно поэтому у Сони сложилось такое трепетное отношение к Ростовым, и к семье в целом.

Когда девушка достигла романтического возраста, столкнулась со сложностями – героиня влюбилась в Николая Ростова. Графиня Наталья не одобряла эту влюбленность, так как в качестве невестки видела другую девушку. К тому же, чувства Сони не были взаимными.

Из-за любви к Николаю Соня отказала Долохову. Больше судьба не предоставила героине возможности обрести семейное счастье. После событий 1812 года она некоторое время живет у Николая и Мари, потом ухаживает за престарелой графиней Натальей.

Соня – добрая, кроткая девушка, уравновешенная, терпеливая, скрывает чувства в себе. Любовь к Николаю стала одним из самых трагический событий в жизни девушки. Она с волнением ждала его с войны, всячески старалась ему понравится. Желание Николая жениться героиня восприняла крайне болезненно, но затем отпустила его, хотя так и не смогла окончательно оправиться.

Образ Анны Шерер

Анна Шерер, владелица модного петербургского салона, в романе описывается как женщина в возрасте сорока лет, отличающаяся хорошим образованием, владеющая в совершенстве французским языком. Но Анна, как и все придворные дамы, склонна к разного рода сплетням и интригам. Но она мила, ловка, отличается светским чувством юмора и поверхностной логикой. При этом Анна Шерер характеризуется автором как лицемерная, циничная женщина, не имеющая своего мнения и следующая сиюминутной моде. Она демонстрирует наигранные, поверхностные чувства, создает в глазах окружающих представление о себе как о настоящей патриотке, тем самым ловко манипулирует гостями салона.

Используя образ этой героини, писатель изображает нравственное лицо истинных представителей аристократии начала 19 века.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot