Библиографическая справка
С. Челяев – современный российский писатель-фантаст. Один из тех, о ком говорят: проснулся знаменитым. Писатель - основатель прибалтийского фэнтези.
Сам себя писателем не считает.
Родился в 1960 году и пережил глубокие изменениями, с которыми столкнулась страна в прошлом столетии: оптимизм 60-х, застой 70-80-х, вполне самостоятельным человеком попал под каток перестройки и последующий развал Союза.
Сын военного, он родился в Вильнюсе, после 7 класса семья переехала в Казань. Закончил физико-математическую школу, поступил в КАИ. Над выбором учебного заведения особо не задумывался, поступил «за компанию».
КАИ не закончил, бросил учебу и пошел работать в мединститут. Через год поступил в КГУ. Затем решил «сходить» в армию, чтобы набраться жизненного опыта. Но университет все-таки закончил. Работал в «Комсомольце Татарии», однако из издания пришлось уйти из-за критической публикации. Затем работа на радио, на телевидение, снова в газете.
Собственным творчеством решил заняться после прочтения «Властелина колец». Как отмечает сам автор, его потряс глубокий философский подтекст произведения, его необычность, столь нехарактерная для российской литературы.
Уже первая трилогия «Ключи Коростеля» принесла автору известность.
Особенности произведений
Произведения Челяева относятся к жанру фэнтази, обладают всеми отличительными характеристиками этого жанра, представляют собой оригинальный синтез мифологии, фантастических образов и реальности. Произведения Челяева – особая форма отображения действительности, окружающего мира, при которой на основании реальных представлений создается несовместимая с ними картина Вселенной.
Произведения Челяева и сочетают в себе:
- непосредственно элементы фентези: основываются на мифологических и сказочных мотивах;
- хоррор;
- магический реализм;
- утопию;
- космо-оперу.
Все чаще в процессе создания своих произведений автор обращается к кинематографу и индустрии компьютерных игр. В частности, «Клад стервятника» был написан по мотивам игры «Сталкер». Иначе говоря, писатель стремится переосмыслить всю выходившую до него фантастику и создать собственную Вселенную, не похожую на остальные.
Все произведения Челяева представляют собой не просто фантастические, но полуприключенческие-полудетективные истории, события которых протекают в вымышленном пространстве – мире Великорасы.
Мир Великорасы – наиболее известный вымышленный мир в современной фантастической литературе, созданный А. Зоричем (творческий псевдоним Д. Гордевского и Я. Боцман, в соавторстве с которыми были созданы многие произведения Челяева).
Великораса – официальное название человечества после того, как оно вышло за пределы Солнечной системы и установило контакты с внеземными цивилизациями. В то же время, большинство самих homo sapiens и представителей других цивилизаций продолжают использовать название «человечество» или «земляне».
В вымышленном мире будущего в человеке мало что изменилось. Человечество по-прежнему разделено на нации, государства, группы, народы, объединенные или наоборот разобщенные местами обитания, традициями, культурой и т. д.
В то же время в этом будущем человечеству удалось стать намного гуманнее, удалось достичь повышения уровня жизни, справиться с преступностью, наркоманией, массовыми психозами, коммунальной неустроенностью – все это осталось в далеком XXI веке. Люди увлечены культурой и искусством. Несколько столетий человечество жило без войн, хотя иногда и возникали локальные конфликты.
После выхода за пределы Солнечной системы человечеству удалось установить контакты с множеством инопланетных рас и цивилизаций, с большинством рас заключены мирные договоры либо установлены нейтральные отношения, открыты посольства на различных планетах. Наибольшее внимание в произведениях уделяется описанию рас:
- Чоруги – цивилизация ракоообразных, которая вышла в космос задолго до человечества. Чоруги не стремятся к колонизации отдельных планет или цивилизаций. Цивилизация Чоругов представляет собой комплекс независимых планет. Поклоняются космическому пространству, культу смерти, верят в реинкарнацию. Контакты с человечеством эпизодичны;
- Сирхи – цивилизация кошачьих. Контакты с Сирхами земляне полностью отрицают, сама раса считается животными, которых жители Земли обучили примитивным технологиям. Сирхи же называют людей «бесцветиками», поскольку сами Сирхи способны менять собственный окрас в зависимости от ситуации, обстоятельств. Цивилизация делится на две ветви: Добрые Сирхи нацелены на духовное совершенствование, Умные – направлены на технологический путь развития. Умных Сирхов намного больше, помимо прочего они обладают телепатическими способностями, эмоциональны;
- Джипсы – космические кочевники, кибернетические существа, в организм которых с момента рождения интегрируются антигравитаторы и оружие. Своим внешним видом напоминают летательные аппараты. Собственной планеты у джипсов нет, они живут в звездолетах-астероидах. Несмотря на высокий уровень технологического развития мало чем отличаются от животных;
- Ягну – раса космических кочевников. Занимаются взрывами звезд для получения энергии и дополнительных ресурсов. Находятся в состоянии войны с джипсами.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что творчество Челяева представляет собой один из ярких образцов современного российского фентези. Его произведения – особая вымышленная реальность, населенная различными расами, культурами, фантастическими, мифическими образами. Характерными особенностями Челяева выступает детальное описание технологий, как новейших, вымышленных, созданных фантазией автора, так и антикварных, относящихся к периоду начала космической экспансии; яркое, образное описание сражений в космосе и на земле.