Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Природные стихии в поэзии Тютчева

Определение 1

Пантеизм — это философское учение, отождествляющее божество и мир.

Образ природы в поэзии Тютчева

Главными темами поэзии Ф. И. Тютчева являются «человек и Природа», «человек и мир». Исследователи творчества поэта говорят о нем как о «певце природы». Своеобразие творчества Тютчева заключается в том, что его философское восприятие природы составляет основу видения мира. Б. Я. Бухшаб отмечает, что до Тютчева в русской литературе не было автора, в творчестве которого такую роль играла бы природа. В поэзии Тютчева природа является основным объектом художественных переживаний.

В представлении Ф. И. Тютчева, мир – это единое целое, однако не застывшее в «торжественном покое», а постоянно меняющееся и одновременно с этим вечно повторяющееся во всех изменениях.

Своеобразие описания пейзажей в поэзии Тютчева ясно видно в стихотворении, написанном в 184 году в родовом имени поэта «Тихой ночью, поздним летом…». Н.Берковский подметил, что стихотворение держится на глаголах «рдеют», «зреют», «блестят». Тем самым поэт будто дает подвижную картину полевой ночи.

Тютчев в своих письмах неоднократно называет себя «врагом пространства». Его пейзажи, в отличие от пейзажей Фета, открыты не в пространство, а во время – в настоящее, прошлое и будущее. Тютчев рисует мгновение жизни природы и всегда представляет его в качестве звена, связующего прошлое с будущим. Особенно ярко такая черта пейзажей Тютчева видна в его стихотворении «Весенние воды». В стихотворении поэт дает всю картину весны – от ледохода до веселого, теплого мая. Здесь все исполнено движения. Часто в картине мира, изображаемой Тютчевым, за настоящим временем проступает древний облик мира. Поэт пытается увидеть и показать вечное в настоящем, а также вечную повторяемость природных явлений.

Во многом понимание мира Тютчевым близко представлениям античных философов. Не случайно А. Белый называет поэта «архаическим эллином». В своем понимании человека, мира, природы поэт близок древним философам – Анаксимандру, Платону, Фалесу.

«Природные стихии в поэзии Тютчева» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тютчев представляет природу единым живым существом, дышащим и чувствующим. И в этом поэт оказывается близким философам античности, например, Платону, называвшему мир одним видимым животным.

Но у Тютчева не только человек и природа исполнены жизни. В его поэзии живые и время, и сны, и Безумие, и Россия.

Природные стихии в поэзии Ф. И. Тютчева

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева отмечают близость представлений о мире его и Фалеса. В первую очередь речь идет о представлениях о воде как первооснове бытия. Основные стихии, которые поэт, как и древние философы, считает первоэлементами вселенной, не только друг другу противостоят, но и имеют способность превращаться в воду, тем самым обнаруживают водную природу.

Вода, являясь первоэлементом бытия, составляет основу и стихии воздуха, и омывает «ноги» природы, и наполняет «жилы» природы. И это ощущение живого потока Тютчев стремится передать, описывая стихии, составляющие Вселенную. В его стихах струится сияние луны, движется воздух, льются солнечные струи. Даже метафора бытия имеет водную природу. Природные стихии, явления в стихотворениях Тютчева почти всегда очеловечены. Мир природы наделен голосом и языком, который доступен для понимания человеческому сердцу. Одним из тютчевских мотивов является беседа, разговор явлений природы с человеком или между собой, например:

  • «Не то, что мните вы, природа…»,
  • «Там, где горы, убегая…»,
  • «Как весел грохот летних бурь…» и т.д.

При этом природа является необычным существом. Среди всех эпитетов в изображении пейзажей слова «таинственный» и «волшебный» встречаются особенно часто. И практически всегда явления природы обладают колдовской силой.

О колдовской силе природы говорит и ее способность очаровать, влюбить в себя человека. Поэт пишет именно об обаянии, очаровании природы, причем слова «обаяние» и «очарование» у него обнаруживают свой первоначальный смысл – обворожить, обольстить.

Жизнь природы, мира в творчестве Тютчева подчиняется не только загадочному колдовству, но и игре высших сил, непонятных для человека. Слово «игра» является еще одним характерным словом в пейзажах Тютчева. Игра при этом понимается не как актерство, а как полнота жизненных сил. Например, в стихотворении «Люблю грозу в начале мая…» игра является центральным образом. Здесь играют и небесные силы, и солнце, и гром, и птицы, и горный ключ. Такая радостная игра небесных и земных сил предстанет в качестве следствия игры богини вечной юности - Гебы.

Играющая природа – это мотив, основанный на представлении природы как живого существа. при этом игра является свойством только высших сил.

Сон выступает антитезой игре, полноте жизненных сил природы. Сон – это свойство более примитивного мира. Так, небо и горы играют, а земля – дремлет.

Поэт неоднократно живописует грозу. Возможно, это связано с тем, что гроза – это воплощение состояния природной жизни, когда видит переизбыток. Особенно поэта привлекает и в жизни человека, и в жизни природы ощущение полноты бытия, когда жизнь полна «огня», «пламени», страстей. Поэтому для Тютчева идеал человеческой жизни соотносится с горением.

Замечание 1

Однако в поздней лирике поэта гроза уже воспринимается не как игра стихий и богов, а как пробуждение темных, демонических сил природы.

Так же, как и античные философы, Тютчев считает, что главными элементами бытия являются Любовь и Вражда. Чаще всего высшие силы настроены к человеку враждебно. И явления природы между собой тоже находятся в состоянии явной и скрытой вражды. Поэт в своих произведениях стремится показать сочетание всех сил бытия. Между собой враждуют Зима и Весна, Восток и Запад. Но при этом они являются частями единого целого, они неделимы.

Тютчев ощущает природу как извечную, живую силу. Он стремится заглянуть за завесу, скрывающую ее. Та земная сила, стоящая за каждой природной стихией, это Хаос. Это первооснова бытия, которая в дневной жизни скрыта тонким покровом и пробуждается в природе и человеке ночью и в непогоду.

Дата последнего обновления статьи: 26.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot